Древнейшие упоминания о монголах
Первые упоминания о монголах под именами мэнъу, мэнва появляются в эпоху правления династии Тан в Китае ($VII$ - $IX$ вв.). В это время монголы населяли южные берега р. Амур, к западу от р. Сунгари и к востоку от хребта Малый Хинган. В китайских хрониках монголы были отнесены к племенам шивэй, говоривших в основном на монгольском языке.
Например, в «Старой истории династии Тан» говорится: «племя Шивэй - особый род киданей, обитающих на северных берегах р. Яоюехэ. В их стране нет единого государя, а есть семнадцать правителей, которые называются мохэфу и правят ими по наследству, хотя и зависят от тюрок».
Всех шивэй тюрки именовали татарами. Это название впервые встречается в тюркской надписи в $731$ - $732$ гг., а затем и в китайских хрониках $IX$ в.
В $X$ - $XI$ вв. история монгольских племен - это история их медленного и постепенного движения на запад. Началось оно в середине $VIII$ в. и привело в итоге к вытеснению тюркоязычных народов, которые господствовали здесь на протяжении нескольких столетий. Продвижение монголов на запад, скорее всего, было вызвано нападениями на них извне или междоусобными войнами. В ходе переселения монголы вступили в более тесный контакт с тюрками, в результате чего перешли к кочевому скотоводству.
Историк Л. Р. Кызласов утверждает, что в монгольском языке вся скотоводческая лексика (например слова обозначающие овец, быков, верблюдов, мулов) заимствована у тюрок. Однако, в свою очередь, расселение монголов привело к широкому распространению среди тюрского населения квадратных домов с каркасными стенами и без фундамента. Таким образом, в $X$ - $XI$ вв. интенсивно шел процесс ассимиляции монголами тюркского населения.
Образование государства
В $X$ в. Кидани создали свою империю получившую название Ляо и подчинили себе население долины Халхи. В $1004$ г. центром государства стал город, по-китайски называвшийся Чжэньчжоу, по-тюркски - Хатун (Кэдунь). Он находился к югу от течения р. Халхи. Татаро-монголы в основном были лояльны к империи Ляо. Хотя некоторые из монгольских племен, например меркиты и джаджираты, вели ожесточенные войны с киданями и к $1094$ г. были сильно истощенны.
В середине $XII$ в. появляется первое монгольское государство - Хамаг монгол улус («Государства всех монголов»). Еще в империи Ляо часть знати монгольских племен получила от киданей титулы и должности, например «линвэнь» или «сяовэнь», т. е. командующих пограничных войск, именовавшихся «цзю».
После гибели империи Ляо татаро-монголы поддержали Елюй Даши, представителя утратившей свое государство династии, Эта поддержка татаро-монголами Елюй Даши, представляла постоянную угрозу для пришедшей на смену Ляо империи чжурчжэней, что привело к войне между татаро-монголами и чжурчжэнями с $1135$ по $1147$ г. Поводом для которой послужило организованное чжурчжэнями покушение на правителя монголов Хабул-хана.
В $1147$ г. между чжурчжэнями и монголами был заключен мир, по которому монголы получили $17$ укреплений к северу от р. Сининхэ, которая стала пограничной.
В это же время в тексте договора появилось чрезвычайно важное сообщение о том, что хан монголов Аоло боцзиле (Олунь бэйлэ) был признан чжурчжэнями государем Монголов (Мэнфуго чжу).
Около $1160$ г. Хамаг монгол улус прекратил свое существование, вероятнее всего, из-за борьбы за власть представителей ханской династии. После распада своего государства монголы населяли долины рек Онон и Керулен. На Северо-востоке Монголии и в Забайкалье жили урянхаты. В Юго-Восточной Монголии жили хунгираты. Одна из сильнейших групп монголов - тайчиуты проживали по р. Онон. Татары расселились в районе озер Буир-Нор и Далай-Нор. Меркиты населяли нижнее течение р. Орхон и по р. Селенге. В предгорьях Хангая а так же по рекам Керулен, Орхон и Тола кочевали Кереиты. На Западе современной Монголии проживали найманы.
Основные занятия и общественный строй монголов
По образу жизни население Монголии в $XII$ в. Можно разделить на «степных» и «лесных». В степи монголы вели кочевое скотоводческое хозяйство. Лесные монголы расселились в таежной и притаежной зоне, занимались в основном, охотой и рыболовством. Монголы отличались невысоким ростом, но обладали большой физической силой и выносливостью. Они жили в юртах, установленных на телегах, которые перевозили быки. Во время стоянок монголы располагались кольцом (куренями). Монголы выращивали коней, коров и быков, овец и коз, в небольшом количестве - верблюдов. Как правило, на одну лошадь приходилось шесть-семь овец и коз. Поклонялись монголы Земле, Небу и духам.
Среди историков нет единства в оценке уровня общественного развития татаро-монгольских племен в $XII$ в. Большинство историков склонно расценивать монгольское общество как классовое, делившееся на свободных и рабов (богол - рабы-мужчины, индже - рабыни).
К основным источникам рабства относились - пленение и торговля людьми. К примеру, чжурчжэни сгоняли к монгольской границе большие партии рабов и меняли их у татаро-монголов на лошадей. Рабы использовались в домашнем хозяйстве или скотоводстве.
Лично-свободные люди делились на богатых – «баян» и бедных – «ядагу хувун». Кроме того, они делились на знать – «сайн хувун» и простых людей – «карачу». Среди знатных особое положение занимали «золотые роды», которые в отличие от простых скотоводов составляли сословие «нойонов».
Историк Б. Я. Владимирцов отмечает, что «улус» как государственное образование означал, не только территорию, но и народ, образующий государство-владение. В таком кочевом государстве, улусе, люди в известном смысле были важнее территории, и поэтому, уход, гибель или увод людей означали развал и гибель улуса. Поэтому особо важное значение имело понятие «собрать улус».
Глава улуса, как правило, носил титул «хаган». Главной опорой хагана был его «урук» т. е. род, входившие в него сородичи, происходили от общего мужского предка. Свойственники и родня по бракам составляли другую опору хагана и назывались «худа». Дружинники хагана назывались «нукерами» т. е. друзьями. Они управляли ставкой хагана (а позже - ордой), его сородичами - уруком, были командирами его войска. Воинами командовали так называемые «лучники» и «носители сабель». Кроме этого, из нукеров назначались управляющие хозяйством, стадами и табунами хагана. Хагану подчинялись конюшие, кравчие, черби (ведавшие личными слугами и домашними рабами хагана). Опираясь на источники можно выделить три группы должностных лиц в улусе: те, кто управлял ставкой хагана, те, кто командовал его вооруженными силами, и те, кто ведал хозяйством как самого хагана, так и всего улуса.