Архаический период в древнегреческой истории охватывает период между Темными веками и классической эпохой, включая в себя три периода:
- ранняя архаика (X—IX вв.),
- средняя архаика (VIII в.),
- высокая (или поздняя) архаика (VII—VI вв.).
Архаическая эпоха, от конца Темных веков в VII в. до н.э. до Персидских войн в первом десятилетии V в. до н.э. была временем политического и экономического развития. Подъем полиса стал единым образцом, по которому строилось разнообразие политических систем. Полис был сообществом граж¬дан, были ли они жителями города или жившими в сельской местности и обеспечивающими город продовольствием. Большинство полисов было создано в результате появления одного какого-то города, но во множестве случаев несколько меньших поселений объединялись, чтобы образовать более мощный политический союз.
В течение четырехсот лет архаического периода, начиная с VIII века до н.э., полисы увеличивались в размере и влиянии, создав политический пейзаж, который в течение веков будет доминировать в греческом мире.
Агора. Зарождение полисной демократии
Важную роль в жизни каждого полиса начинает играть Агора. Агора в центре города была но¬вовведением: открытая площадка была предназначена для горожан, чтобы они могли совершать торговые сделки, прогуливаться, беседовать и вести дебаты. Мнения граждан - мужчин, выраженные открыто, были мощным фактором в существующем порядке вещей, это стало новой концепцией для Греции и не имело прецедентов в любой другой цивилизации. Город-государство является великим политическим достоянием Древней Греции; от него происходит современное слово «политика».
Город-государство вскоре стал определяющим элементом греческой культуры. Для Аристотеля он был главной отличительной чертой, отделявшей человечество от животных, и он рассматривал город-государство как идеальный политический союз независимо от формы правления. Город-государство был достаточно велик, чтобы защищать свою внешнюю границу, но и достаточно компактен, чтобы гарантировать эффективное правление. Аристотель писал, что правительство городов-государств сообразуется с одним из трех типов: тиранией, олигархией или демократией, и обрисовал достоинства и недостатки каждого.
Этим небольшим независимым городам-государствам недоставало единства, но, несмотря на череду менявшихся союзов с сильными соседями, они способны были объединиться в чрезвычайных обстоятельствах, например во время вторжения персов или для проведения Олимпийских игр. В то время как недостаток единства препятствовал созданию объединенного государства, он служил гарантом того, что в каждом городе получала развитие сбалансированная экономическая модель с агрикультурной базой, способной обеспечивать его жителей.
К седьмому веку до н.э. небольшие города-государства установились в качестве политических и культурных компонентов, призванных доминировать в политической жизни.
Значение Архаического периода для греческой истории
Именно в Архаический период начинает формироваться классическое рабство, зарождается такая форма правления, как демократия. Тогда же происходит закладывание фундамента блестящей античной культуры. Происходит выработка этнического самосознания - греки уже осознают себя в качестве единого народа. На это время приходится зарождение таких понятий, как Эллада, эллины, противопоставляемое понятию «варвары».
«Варвар» можно дословно перевести как «чужеземец». Под этим понятием древние греки объединяли представителей всех иных народов, говоривших на ином языке (не греческом)
Таким образом, историческое развитие Древней Греции рубежа IX–VIII вв. до н. э. ознаменовалось глубокими изменениями. Происходит превращение мелких, ранее изолированных родовых и сельских общин в уникальные социально-политические организмы - полисы, в рамках которых происходит интенсификация экономического развития, зарождаются противоречия между различными социальными слоями, потом они перерастают в острые столкновения, формируется новая система органов власти, происходит становление высокой культуры античности.