Особенности социально-политического развития Англии
Особенности социально-политического развития Англии $XIV – XV$ были обусловлены столкновением интересов различных общественных групп. С одной стороны, это были силы, связанные с развитием новых форм производства – «новое дворянство», зажиточное крестьянство, горожане, заинтересованные в укреплении центральной власти, которая была необходима для ведения нормальной хозяйственной деятельности, поддержания мира и защиты национальных торговых интересов за границей.
С другой стороны, находилось «старое дворянство», которое теряло свое экономическое значение, но по-прежнему старалось отстаивать политическую самостоятельность, препятствуя дальнейшей централизации государства. Не сумевшие приспособится к новым производственным отношениям, крупные феодалы искали наживы в войнах, разбое, грабеже, посредством злоупотребления налоговыми сборами.
К концу $XIV$ в., во всех слоях общества назрело недовольство правлением Ричарда $II$.
- Парламент выступал против регулярного введения дополнительных налогов и сборов, которые король учреждал без санкции сословно-представительного органа, а также часто брал взаймы крупные суммы у клириков и богатых мирян.
- Горожане были недовольны постоянными отменами королем под различными предлогами Хартии вольностей, с целью ее повторного выкупа.
- Общее недовольство вызывала активная репрессивная политика Ричарда II, подавлявшего любые очаги сопротивления. Провинившихся король казнил или отправлял в изгнание, конфисковывая все имущество.
- Недовольство внешней политикой короны, старавшейся пойти на множество уступок ради установления мира с Францией.
В $1399$ году умер дядя короля, герцог Ланкастера Джон Гонт. Его имущество было конфисковано в пользу короны, поскольку сын герцога Генрих Болингборк за год до событий был отправлен в изгнание за попытку поднять мятеж против царствующего кузена.
В мае $1399$ года, воспользовавшись отъездом Ричарда в Ирландию, Генрих высадился на берегах Англии, где был встречен как освободитель от королевской тирании. Вернувшись в Англию, Ричард оказался в плену у двоюродного брата и был вынужден отказаться от престола.
Данное решение было поддержано парламентом, признавшим Ричарда не способным к управлению государством. Так в $1399$ году парламентом на трон был утвержден Генрих Ланкастер с целью «реформирования королевства».
Данная особая роль парламента стала еще одним шагом к укреплению конституционной монархии.
Английский Парламент
Начиная с утверждения в $1215$ году Великой Хартии вольностей, устанавливается идея подчинения королевской власти закону, а также право подданных осуществлять над ней контроль.
В $XIV – XV$ вв. за парламентом окончательно закрепляется законодательная деятельность, вплоть до права низложения неспособного к управлению или склонного к тирании короля. Вырабатывается процедура заседаний, характер законодательной и судебной практики, взаимоотношения между палатами и парламента с королем.
Данный процесс происходил в результате необходимости королевской администрации в укреплении своей власти. Корона опиралась на заинтересованный представительный орган, который, в процессе развития окреп и превратился в существенную политическую силу средневековой Англии. В отличие от других западноевропейских стран, где сословно-представительные органы теряли силу по мере установления абсолютизма, в Англии, парламент укрепил свое положение, чему способствовали следующие особенности.
- Особенность сословной структуры английского общества
- Четкое закрепление за парламентом законодательных и политических функций
- Постепенно выработанные строгие процедуры и ритуалы
Уже с $XIV$ века, английский парламент участвовал во всех сферах жизни общества. Более того, без него стало невозможным нормальное функционирование правительства, поскольку только с его согласия можно было устанавливать взимание дополнительных налогов и сборов. Изначально, функцией парламента было согласие на ввод экстраординарных налогов, обсуждение, и принятие королевских петиций. Однако, в течение $XIV – XV$ вв. за ним были закреплены и другие функции.
- Центр информации и жалоб
- Судебная деятельность. В компетенцию парламента входило рассмотрение ярко выраженных политических и иных дел, не связанных с рутинным судопроизводством.
- Внешнеполитическая и законодательная деятельность. С $30$ – х гг. $XIV$ века, нижняя палата парламента стала выступать с предложениями принятия новых законов Это право впоследствии закрепилось за палатой общин и реализовалось в обращениях к короне.
На всех этапах развития парламента, палата общин отражала расстановку политических сил в стране. Явно обозначала напряженность в отношениях между сословиями, противостояние между парламентом и королем.
В $XIV$ веке, общество воспринимало парламент в качестве некой высшей силы, куда можно было обратиться с жалобой на несправедливость, притеснения и злоупотребления. Заседания, в основном сводились к рассмотрению данных петиций, что позволяло верховной власти составить представление о реальной жизни в регионах. Однако, для мелкого дворянства и горожан, представительство рассматривалось как тяжелая повинность, вынуждавшая оставить свои дела и пуститься в сложное и опасное путешествие в столицу.
Однако, с укреплением позиций парламента, происходят качественные изменения в отношении к нему, начинает формироваться правовое политическое сознание общества. Одновременно с этим процессом формируется слой политически активного дворянства, участвовавшего в заседаниях парламента.
В $1430$ году вышел закон, предоставивший избирательные права всем мужчинам, достигших $21$ года и имевших годовой доход с земельной собственности не менее $40$ шиллингов. Закон также определил места проведения выборов. Однако в реальности, он отстранил от участия в политической жизни большую массу фермеров, не имевших соответствующего дохода и тех, кто по каким-либо причинам не мог приехать в столицу графства в период голосования.
В то же время, с каждым годом возрастало число мелких поселений, которые могли послать в парламент своего представителя за счет объявленных короной привилегий. Такая позиция объяснялась необходимостью для королевской власти укрепить свои позиции за счет расширения числа сторонников в обеих палатах. Зачастую, инициаторами расширения парламентских привилегий выступали крупные феодалы, лоббировавшие свои интересы. Разнообразными были размеры округов и характер их представительства в палате общин. Для одних округов – это был высокий имущественный ценз. В других, право голоса получали все мужчины, платившие налоги, в-третьих – главы семейств.
Закон $1430$ года предусматривал и пассивное избирательное право. Так, депутатом мог стать уважаемый гражданин, по сути, представитель мелкого или среднего дворянства.
Тем не менее, корона постоянно пыталась расширить свое влияние на сословно-представительный орган, в том числе, введя в палату общин представителей Тайного совета.
С $XII$ века в Англии, как и повсеместно, в Западной Европе определились два течения, трактовавшего характер государственной власти.
- «Традиция порядка», обосновывающая теорию формирования абсолютной монархии. В ней особая роль отводилась правителю, рассматриваемого в качестве представителя Бога на Земле, гаранта соблюдения «естественного закона», как совокупности исходных ценностей, принципов и нравов, вытекающих из природы человека и не зависящих от социальных условий. Исходя из данного тезиса, богословы требовали от подданных безусловного повиновения королю, утверждая, что бог, дал людям законы и для их исполнения поставил во всех странах монархов, являющихся посредниками между Богом и людьми. Он же сделал их верховными судьями. В свою очередь король подсуден только Богу, поэтому те, кто выступит с критикой короля, осуждает самого Создателя. «Теория порядка» стала важной идеологической базой формирующемуся абсолютизму, при котором, во всех странах Западной Европы произошел упадок сословно-представительных институтов, за исключением Англии.
- «Традиция разума» исходила из убеждения ограничения власти монарха Конституцией. Возможности подданных участвовать в общественно-политической жизни страны путем представительства в парламенте. «Традиция разума» предполагала сотрудничество сословий, суверенитет короля, лордов, общин.
Окончательно, идея конституционной монархии оформится только к $XVIII$ веку.