Кхмерская империя (Ангкорская Камбоджа) — это феодальное государство кхмеров с центром в Ангкоре, существовавшее на территории современных Камбоджи, Таиланда, Вьетнама и Лаоса в IX—XIII веках.
Величайшим наследием империи является Ангкор, бывший столицей во времена государственного расцвета. Величественные памятники – Ангкор-Ват и Байон – говорят об огромных власти и богатстве империи, впечатляющем уровне развитияискусства и культуры, архитектурной технике, разнообразии систем верований.
Спутниковые снимки показали, что в период расцвета Ангкор был крупнейшим в мире доиндустриальным городским центром.
История империи
В период расцвета в XII веке империя включала территории Камбоджи, Таиланда, Вьетнама и Лаоса.
Образование государства связано с разложением родоплеменных отношений у населявших внутренний Индокитай кхмерских племён. Объединению разрозненных княжеств способствовало благоприятное положение Ангкора с точки зрения защиты от внешних врагов и развития сельского хозяйства. Определенную роль в формировании государственных структур сыграло влияние индийской цивилизации.
Основателем династии Камбуджадеши считается Джаяварман II (802—850), но фактическое объединение страны произошло в правление Индравармана I (877—889) и Яшовармане I (889—900). В XI—XII веках страна достигла навысшего расцвета и становится наиболее могущественным государством Юго-Восточной Азии. В правление царей Сурьявармана I (1002—1050) и Удаядитьявармана II (1050—1066) была построена крупная ирригационная сеть, питавшаяся из искусственного озера — Западного Барая.
Территория Камбоджи постоянно расширялась. Индраварман I сумел без войн расширить королевство и инициировал строительные проекты, обеспеченные богатством, полученным через сельское хозяйство и торговлю. На первом месте были ирригационные работы и храм Прэах-Ко.
Мирное правление Джаявармана V (968 -1001) отмечено процветанием и культурным расцветом. Была основана новая столица Джайендранагари. При дворе Джаявармана V жили ученые, философы и художники. Также были построены храмы: Бантеайсрей, считающийся одним из самых красивых храмов Ангкора, и Та-Кео, полностью построенный из песчаника.
После смерти Джаявармана V последовали десять лет конфликтов. Одновременно правили три короля, пока Сурьяварман I (1006 – 1050) не получил трон. Он установил отношения с индийской династией Чола. Его правление отмечено попытками противников свергнуть его военным путем. Сурьяварман взял под контроль столицу кхмеров город Ангкор-Ват и вступил в конфликт с королевством Тамбралинга на Малайском полуострове. Пережив серию нашествий врагов, Сурьяварман обратился за помощью к императору Раджендре I из династии Чола. Это привело к конфликту империи Чола с империей Шривиджая. Война завершилась победой Чола и Кхмерской империи, а также потерями для Шривиджая и Тамбралинга. Союз имел и религиозный характер, поскольку и Кхмерская империя, и Чола были индуистскими шиваитами, а Тамбралинга и Шривиджая были буддистами Махаяны. После смерти Сурьявармана в 1050 году ему наследовал Удаядитьяварман II, построивший Западный Барай и Бапуон.
Золотой век империи
При Сурьявармане II (1113-1150 гг.) королевство объединилось и за 37 лет был построен посвященный Вишну храм Ангкор-Ват. На востоке походы против Дайвьета и Тямпы были неудачными, хотя в 1145 году он разграбил Виджаю. В 1149 году кхмеры были изгнаны из Виджаи.
В течение следующего периода короли правили недолго и были свергнуты преемниками. В 1177 году столица была захвачена флотом тямов под командованием Джая Индравармана IV, и Трибхуванадитьяварман был убит.
Джаяварман VII (1181-1219 гг.) считается величайшим правителем Камбоджи. Он при предыдущих королях уже был военачальником. После захвата тямами Ангкора, он собрал армию и вернул столицу. Он вел войну против соседнего королевства 22 года, пока кхмеры не разгромили в 1203 году Тямпу.
Джаяварман VII не был тираническим правителем, как его предшественники. Объединив империю, он осуществил достойные строительные проекты. Была построена столица Ангкор Том, проложена сеть дорог, соединявших все города империи, с домами отдыха для путешественников, и больницы, установленные по всему королевству.
В 1219 году на престол взошел сын Джаявармана VII Индраварман II (1219-1243 гг.). Как и отец, он был буддистом, и завершил строительство храмов, начатых в правление отца. Как воин он был не так успешен. В 1220 году кхмеры отступили из провинций, завоеванных у Тямпы. На западе восстали тайские подданные, основав в Сукхотаи первое тайское королевство.
Джаяварман VIII (1243-1295) в отличие от предшественников был последователем шиваизма и противником буддизма, уничтожив многие статуи Будды и превратив буддийские храмы в индуистские.
Империи угрожали монголы Хубилай-хана Согету, губернатора Гуанчжоу. Король избежал войны с противником, ежегодно выплачивая дань. В 1295 году Джаявармана VIII сверг его зять Шриндраварман (1295-1309). Он был последователем школы буддизма Тхеравады.
К XIV веку империя прекращает существование.
Общество и религия
Кхмерская империя была построена на сети сельскохозяйственных общин. В регионе существовала иерархия поселений. Небольшие деревни сосредотачивались вокруг региональных центров, которые отправляли товары в большие города, в обмен на предметы внешней торговли из Китая. Король и чиновники отвечали за ирригационное управление, которое состояло из гидравлической инфраструктуры (каналы, рвы и резервуары)
Общество организовано в иерархии, отражающей кастовую систему, где простолюдины составляли большинство населения. Кшатрии-члены королевской семьи, военачальники, вельможи, солдаты – составляли элиту и власть. Другие социальные группы включали браминов, торговцев, ремесленников, а на самой низкой социальной ступени стояли рабы.
В империи дновременно мирно сосуществовали две религии: брахманизм и буддизм. В начале наиболее популярным был шиваистский брахманизм. Лишь в XII веке власть установила официальной религией буддизм. Однако в письме и архитектуре наиболее часто упоминаемым божеством остался именно Шива.