Исторические источники — это комплекс разнообразных письменных документов и предметов материальной культуры, в которых нашли отражение исторический процесс, факты и события, на основании которых создается представление об исторических эпохах.
Также существует определение:
Исторический источник — это продукт целенаправленной деятельности человека, который используется для получения данных об обществе и человеке в прошлом.
Исторические источники изучаются источниковедением.
Работа с источниками
Извлекая из источника информацию, исследователь обязан помнить два момента:
- Источник дает только ту информацию, которую ищет историк, он отвечает на вопросы, которые перед ним ставит историк. Полученные ответы зависят от вопросов;
- Письменный исторический источник передает события через мировосприятие его создавшего автора. Значение этого обстоятельства в том, что понимание картины мира создателем источника воздействует на фиксируемые им данные.
Исторические источники создаются людьми в процессе осознанной целенаправленной деятельности и несут информацию о своих создателях и том времени, когда они были созданы. Чтобы эту информацию извлечь, надо понимать условия и особенности возникновения источников. Информацию важно не только извлечь, но и затем критически оценить, а также интерпретировать.
Интерпретация источников
Интерпретация проводится с целью установить (в той мере, в какой это возможно с учётом культурной, временной и других дистанций, разделяющих автора и исследователя) смысл, который вкладывался в источник его автором. После интерпретации исследователь переходит к анализу содержания. На этом этапе необходимым становится взглянуть на источник глазами современного исследователя. Исследователь раскрывает полноту социальной информации вокруг исторического источника, решает проблемы её достоверности. Им выдвигаются аргументы в пользу собственной версии правдивости свидетельств и обоснования его позиции.
По мнению М. Блока, источники сами по себе ничего не говорят. Изучающий источники историк должен в них искать ответ на определённый вопрос. В зависимости от вопроса источник может сообщить разную информацию. Блок в качестве примера приводит жития святых раннего Средневековья. Эти источники не содержат достоверные сведения о святых, но проливают свет на жизнь и образ мышления авторов.
Примеры интерпретации источников
Историк культуры В. Библер полагал, что с созданным человеческими руками историческим источником в наше время из прошлого попадают «фрагменты прошедшей действительности». После позитивной идентификации исторического источника исследователь занимается реконструктивной работой: сопоставлением с известными источниками, заполнением лакун, мысленной достройкой, исправлением искажений и очисткой от поздних напластований или субъективных интерпретаций. Главным является определить, действительно ли описанное или донесенное событие — факт, и что он действительно происходил. Историк расширяет фрагмент прошедшей действительности и увеличивает его «историческую площадь», реконструирует источник, углубляет истолкование и понимание, и в результате увеличивает историческое знание:
Расшифровывая исторические факты, историки включают в современную действительность фрагменты действительности прошедшей и этим раскрывают историзм современности. Мы развиваемся как культурные субъекты, которые прожили долгую историческую жизнь. Мы действуем как исторически памятливые субъекты.
В. Библер приводит пример. В 1952 году в Новгороде на Неревском раскопе археологи среди прочих берестяных грамот обнаружили грамоту № 46.
Правая часть грамоты не сохранилась, однако попытка расшифровать грамоту оказалась успешна. Оказалось, что ее нужно читать по вертикали, приставляя к буквам верхней строчки — буквы нижней. Часть недостающих букв ученые восстановили. В результате работы исследователь расшифровал надпись, а также получил представление о характере людей того времени. Он генерировал знание о древнерусской культуре и о психологии людей эпохи, словами Библера расширив площадь фрагментом прошлого:
…в нашем времени присутствует именно такая, осмысленная берестяная грамота. Присутствует и существует кусок быта XII века с характерным грубоватым юмором, «обрывком» взаимоотношений.
Условия успешной работы с источниками
Историки предупреждают об опасности фетишизации исторического источника. Надо помнить, что источники —лишь рабочий материал, а анализ и критика закладывают для исследования базу. Основная работа историка начинается со стадии интерпретации источников в контексте времени и осмысления отдельного источника в комплексе с прочими данными для производства нового знания.
Говоря об источниках, И. Дройзен подчеркивал их фрагментарность и неполноту, не позволяющую полностью воссоздать картину прошлого. Он призывал к перекрестному анализу различных видов источников, дабы избежать неправильной трактовки. Для повышения достоверности исследования Дройзен предлагал признавать четкость в обозначении возможных ошибок и пробелов.
Для успеха в работе с историческими источниками историк обязан быть кропотливым и непредвзятым, а также иметь широкий кругозор и глубокое знание предмета исследования и. Примером плодотворной работы с историческими источниками можно назвать С. М. Соловьева, написавшего 29-томную «Историю России с древнейших времён». В. О. Ключевский писал о нём:
«Широта исторических взглядов была отражением широты исторического образования. В русской истории сложно быть специалистом больше Соловьева. Не много после него будет ученых, которым удается так последовательно и полно изучать источники. Но Соловьев не закапывался в специальность. В этом отношении он — образец, особенно для занимающихся отечественной историей, между которыми зачастую проявляется наклонность уединяться в цеховой келье».