Аккадцы — это обозначение семитоязычного месопотамского населения второй половины III тысячелетия до н. э., использовавшего аккадский язык. С аккадцами связывается возникновение Аккадского царства – первого централизованного государства Месопотамии.
Этноним «аккадцы» связывается с названием города Аккад — столицей Аккадского царства. Самоназванием аккадцев было «черноголовые».
Происхождение аккадцев
Аккадцы относятся к восточной ветви семитских народов и, наиболее вероятно, являются выходцами с Аравийского полуострова. В среде ранних исследователей появилась традиция сопоставлять шумеров и аккадцев, рассматривая вторых как более раннюю по отношению к первым группу населения. Современной науке время и обстоятельства попадания восточных семитов в Месопотамию до сих пор остаются неизвестными. После переселения в долину междуречья, восточные семиты ассимилировали часть местного населения.
Антропологический тип аккадцев
Антропологические особенности аккадцев остаются предметом дискуссий; такая ситуация обуславливается двумя факторами:
- малочисленность и плохая сохранность антропологического материала;
- сосуществование аккадцев с представителями других групп, «этническая» смешанность, трудности с установлением «этнической» принадлежности погребений.
Исследователи в целом относят древних жителей Южной Месопотамии к средиземноморскому типу европеоидной расы. Они были людьми со смуглой кожей, прямым носом, темными глазами, темными курчавыми или прямыми волосами; таким же обликом обладает население современной территории Южного Ирака. А. Мортгат считал брахикефалию чертой, которая отличает аккадцев от шумеров.
Особенности языка и письменности
Аккадский язык относится к восточной группе семитских языков афразийской макросемьи. Это древнейший зафиксированный письменный семитский язык. Аккадцы использовали его отдельный диалект (староаккадский диалект). В последующую эпоху тот же язык (но другие диалекты) использовали древние ассирийцы и вавилоняне. Сопоставление с семитскими языками позволило изучить аккадский, реконструировав его грамматику, фонологию, синтаксис. В фонетике сохраняется ряд протосемитских гласных. Имя имеет категории рода, падежа, числа, состояния и может склоняться и спрягаться. Глаголы делятся по огласовке на классы (4 класса) и спрягаются в рамках 4 основных пород. Имеются 3 «времени» — презенс, претерит и перфект, передающие время и характер действий или его отношение к другому действию. На порядок слов в предложении оказал влияние шумерский язык: он нетипичен для семитских языков. Имеются заимствования из шумерского. В качестве письменности использовалась заимствованная у шумеров клинопись.
История аккадцев
Вопрос о обстоятельствах и времени появления восточных семитов в Месопотамии открыт. Наиболее ранние написанные по-аккадски глоссы датируются около XXVI века до н. э. (период Фара). В середине III тысячелетия до н. э. восточные семиты могли составлять большинство населения в области Ки-Ури и занимать северные регионы. В XXIV веке до н. э. неизвестным восточносемитским вождем было поднято восстание, в результате которого захвачен центр Ки-Ури — Киш (Шумер). Приняв имя «Истинный царь» он перенес столицу в Аккад и после подчинил шумерские города, объединив их в рамках Аккадского царства. С его образованием восточных семитов принято именовать аккадцами. Аккадский язык стал официальным языком; с этого времени начинается его массовое распространение и развитие как письменного языка.
Поскольку шумеры и аккадцы имели одно самоназвание и не отделяли отчетливо себя друг от друга, происходит семитизация шумерского населения. После падения царства и окончания эпохи власти кутиев, земли Аккада и Шумера были включены в состав державы III династии Ура. Семитизация шумеров в это время достигает своего пика; шумерский вытесняется аккадским из разговорной речи, но язык восточных семитов при этом продолжает эволюционировать: в нем появляются отдельные черты вавилонских диалектов. С распадом Шумеро-Аккадского царства III династии Ура эти земли были захвачены амореями, основавшими там свои царства. Завоевание Вавилоном во II тысячелетии до н. э. Нижней Месопотамии привело к включению ее в состав единого государства; древнее население— аккадцы, остатки шумеров и другие компоненты — слились в этническую вавилонскую общность.
Культура аккадцев
Влияние культуры шумер на аккадцев было таким мощным, что выделить аккадские элементы в культуре Месопотамии III тыс. до н. э. очень сложно. Трудность обуславливается отсутствием письменных источников по ранней восточно-семитской истории. По всей видимости, предки аккадцев, переселившиеся в Месопотамию, утратили идентичность практически полностью, влившись в мир Месопотамской цивилизации, носителем которой стали шумеры. Аккадские боги отождествлены с шумерскими, шумерские боги получили аккадские имена (Энлиль — Эллиль, Инанна — Иштар), шумерские мифы, эпические сказания, гимны и т. д. со временем были переведены на аккадский. Исследования позволяют выявить, что боги восточных семитов покровительствовали отдельным общинам; при этом семиты избегали называть своих богов собственными именами. Каждые община или племя называли бога-покровителя «господином» — ба’ал или бел, а богиню-покровительницу «богиней» — иштар аc или тар. В искусстве III тысячелетия до н. э. выделяется «аккадский» тип скульптур — более стройные, вытянутые фигуры персонажей, отличающиеся от приземистой, скорченной «шумерской» скульптуры.