Искусство – это, творческое воспроизведение действительности в художественных образах; творческая художественная деятельность.
Зарождение искусства
Искусство является показателем развития не только духовной, но и материальной культуры. Искусство в определенной степени отражает окружающий мир, то есть является его копией.
Древнейшее искусство неразрывно связано с магией, ритуалами, мифами. Для первобытных охотников пронизанное копьем изображение зверя считалось ритуальным и приносящим успех на охоте. Древние люди создавали различные знаки, выступающие в качестве оберегов и защиты, как самих людей, так и их жилища.
Считается, что отпечаток руки является одним из первых произведений первобытного человека. Чаще всего археологи находили отпечаток левой руки. Такие изображения служили знаком обладания и власти над прилегающей территорией.
По мнению археологов, основные виды искусства начали появляться в эпоху палеолита. Памятники искусства, относящиеся к этому периоду находили в Европе, Северной Африке и южной Азии.
Рисунки древних людей были примитивны. Они изображали животных на известняковых стенах пещер, отпечатки рук, обведенные краской, сделанные пальцем по сырой глине волнообразные полосы.
Со временем в пещерной живописи происходил прогресс и на стенах пещер появлялись цветные изображения. Первобытные художники использовали охру, красно-желтый железняк, черный марганец и уголь в качестве красок, прибегая в ряде случаев и к технике рельефа.
живопись. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Наскальная живопись. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В период Мадлен (около 20-10 тыс. до н.э.) образы животных приобретают конкретные очертания. Животные изображаются уже не статично, а в движении. Художники начинают использовать не один цвет для раскрашивания, а несколько, что позволяло моделировать объемные формы. Такие рисунки не просто отображали облик животного, а показывали его эмоции, характер, повадки, силу.
В период верхнего палеолита особое распространение получили статуэтки – «палеолитические Венеры». Первобытные скульпторы отдавали предпочтение природному и животному началу. Древний человек всячески избегал детализации и конкретики в изображении лиц и не привязывал изображение к конкретной модели.
Во времена мезолита, центр интереса художников переместился с животного на человека. Постепенно он стал возвышаться над природой, в подтверждение этому служат сюжеты, связанные не только с развитием хозяйственной или военной деятельности, но и с их развлечениями.
В эпоху неолита усиливается роль магии, развивается мифология, происходит переход от матриархата к патриархату, благодаря этому укрепляются родовые связи между людьми.
В наскальных рисунках отмечается схематизм в изображениях, что особенно ярко проявилось в петроглифах, которые высекались на открытых участках прибрежных скал и крупных валунах. Эти изображения достигали высоты до 10 метров и чаще всего это были схематически выполненные фигуры оленей, лосей, медведей, китов, рыб, тюленей. Изредка встречались примитивные изображения людей.
Теории происхождения искусства
На протяжении длительного времени ученые, и историки пытались разгадать тайну зарождения искусства. По современным данным считается, что зарождение искусства начинается со времен палеолита, около 30-40 тысяч лет до н.э.
Насколько искусство разносторонне, настолько много существует различных точек зрения о причинах его появления:
Богословская или религиозная теория предполагает, что зарождение искусства связано с божественным началом. Красота – это имя Божье, а искусство – выражение любви и восхищения к Богу и всему, что он создал.
Теория игры исходила из положения, что человек неразрывно связан с животным миром. Так как у животных игра это биологическое явление, то и искусство считается одним из естественных природных явлений. Сторонники данной теории Ф. Шиллер, Спенсер, К. Блюхер, В. Фриче считали искусство разновидностью игры. По их мнению, искусство возникло ради удовольствия, так как в игре человек не обременен мыслями о заботах и тревогах. В настоящее время теорию игры никто не разделяет. Если бы у древнего человека искусство было как игра, то зачем ему делать свои рисунки глубоко в пещерах, куда не попадает солнечный свет? Или для чего рисовать на потолке, чтобы потом любоваться рисунком с запрокинутой головой?
Лукреций, Конт, Сеченов, Даламбер придерживались теории подражания. Особенно ярко элемент подражания выражается в первобытном искусстве. Из-за слаборазвитого интеллекта первобытные люди подражали повадкам животных. Наблюдая за животными, птицами, насекомыми древние люди у паука научились ткать, а у птиц строить жилища.
Сторонниками теории «инстинкта украшения» были Дарвин, Гроссе, Нардау, Фрейд, Ланге. По их мнению, стремление к прекрасному толкнуло древних людей на различные шаги. Желание украсить себя и показать свое превосходство, сделать себе приятное заставило человека начать создавать произведения искусства. Изготовление украшений, нанесение на свое тело татуировок, раскрашивание тела до сих пор существует у народов, находящихся на первобытном уровне развития, так же сохраняется и в современном обществе.
Гипотеза информационного взрыва заключается в том, что с появлением и развитием искусства возникла необходимость сохранить и передать культурную информацию. Следы, которые оставлял человек на песке или мягкой земле служили средством общения. В дальнейшем люди намеренно оставляли свои следы с целью самоориентировки и ориентировки в пространстве других людей.
Гипотеза демонстрации трофеев. Предполагалось, что первобытная живопись возникла, как способ демонстрации охотничьих, военных и других успехов. Те, кто демонстрировал свою силу и ловкость, благодаря добытым трофеям, удачно проходили естественный отбор. Выставленные на всеобщее обозрение черепа убитых хищников давали их обладателям преимущество. Но трофеи были легкой добычей для завистников и недругов в отличие от изображений костей и черепов, которые невозможно украсть или испортить. Поэтому представители данной теории Итон и Конки считали, что искусство зародилось благодаря желанию человека выделиться и демонстрировать другим свое преимущество.
Наиболее полно, исторически грамотно и научно обосновано дает ответ на вопрос о происхождении искусства материалистическая теория. По мнению сторонника теории Плеханова к зарождению искусства причастна общественная жизнь и ее основа – труд. Первобытному человеку пришлось сотни лет трудится, чтобы вместо грубого рубила можно было пользоваться острым резцом и выгравировать им первые изображения на камне. Эта же деятельность помогла развить подвижность руки и способность к художественному творчеству.
В процессе трудовой деятельности совершенствовался и сам человек, развивалось его сознание. Благодаря труду произошло развитие духовных способностей, приведших к формированию эстетических чувств и потребностей.
На всем протяжении развития человека искусство играло в этом важную роль. Человек мог бы не стать человеком не будь у него возможности выражать свои мысли, чувства, эмоции в творчестве. Судя по древним произведениям первобытного человека, он обладал не меньшими творческими способностями, чем современный. Искусство для первобытного человека было неотъемлемой частью его жизни и потребностью. Может быть, именно поэтому не ослабевает интерес к феноменам художественной культуры первобытности, наследие которой сказывается на развитии современного искусства и духовной жизни в целом.