Период эллинизма
Прежде чем рассматривать период эллинизма в истории Средиземноморья, нужно дать краткую характеристику предыдущего этапа развития цивилизации.
Цивилизация и культура Древней Греции по праву считается колыбелью Европейской цивилизации. Именно в Греции, или как её назвали сами её жители, в Элладе, зарождается демократия. Культура Эллада славится не только новшествами в сфере политики, особое развитие в Древней Греции получили философия, поэзия, архитектура и скульптура. В этом регионе возникает принципиально новый тип общественных отношений – демократия, что радикально отличает древнегреческую цивилизацию от восточной.
Эпоху эллинизма историки определяют следующими хронологическими рамками:
- смерть Александра Македонского в 323 году до н.э. – начало эллинизма;
- присоединение эллинистического Египта к Римской империи в 30 году до н.э. – конец эпохи эллинизма.
Характерной чертой эллинистического периода является повсеместное распространение греческого языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств диадохов. Диадохи – военачальники Александра Македонского, которые после его смерти разделили его империю на части в ходе войн 323 – 321 гг. до н.э. Другой особенностью эллинизма является взаимопроникновение греческой и различных восточных, прежде всего персидской культур. Кроме того, в эллинистических государствах появляются монархическая форма правления и классическое рабство.
Начало эпохи эллинизма было ознаменовано переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям. Центры экономической и культурной активности смещаются из Греции в Египет и Африку.
Что касается территориальных рамок эллинистического искусства, то это искусство было распространено преимущественно в регионе восточного Средиземноморья.
Во времена раннего эллинизма (334 – 281 гг. до н. э.) ключевую роль в новых государствах играли греки, которые старались оттеснить на второй план стремившуюся к власти местную знать. Греки задавали тон в политике и культуре, о чём свидетельствуют памятники раннего эллинизма, ещё сохранявшие традиции и почерк классического греческого искусства.
Высокий эллинизм (281 – 150 до н. э.) по времени совпал с ожесточенными пуническими войнами. Этот период длился до завоевания Римом Македонии в 168 году и разрушения римлянами Коринфа. Это времена, когда греко-македонская верхушка встретила сильный отпор со стороны местной знати. В искусстве данного периода особенно популярны были патетические и драматические темы и образы. Характерным было сочетание трагической и идиллической тематики, гигантизма и камерности. Широкое развитие получает садово-парковая декоративная скульптура.
В искусстве позднего эллинизма (150 – 30 до н. э.) отличительной чертой была противоречивость действительности и внутренняя дисгармония жизни в эллинистических городах. Происходит конфликт эллинских и местных идей, вкусов и настроений. Индивидуализм сопровождался ожесточённой борьбой за власть, страхом перед власть имущими, стремлением к наживе. Это период экономического застоя на Родосе, окончания величия и богатства птолемеевского Египта, это годы упадка Пергамского царства.
Особенности искусства эллинистического мира
Исследователи отмечают две ключевых черты эллинистической культуры. Во-первых, распространение греческого языка и культуры по всем регионам эллинистического мира. В результате чего местные народы и этносы приобщились к достижениям греков в области науки, философии, ремесел, искусства и архитектуры. Культура греков распространилась на всю огромную территорию эллинистического мира: от Сицилии на западе до Средней Азии и Индии на востоке, от Боспорского царства в Северном Причерноморье до Нубии в экваториальной Африке.
Вторая характерная черта эллинистической культуры – это синтез собственно греческой культуры с местными, в основном восточными традициями. Многие народы на основе этой эклектики создавали новую, оригинальную культуру.
Всё вышесказанное в равной степени относится и к искусству. Эллинистическое искусство находилось в тесной творческой коллаборации со следующими сферами деятельности:
- наука;
- философия;
- религия того времени;
- естествознание;
- техника;
- архитектура;
- литература.
Архитектура в эпоху эллинизма в большей степени по сравнению прошлыми веками, стала зависеть от уровня строительных возможностей, от развития науки и техники. Развитие зодчества в эту эпоху было обусловлено, главным образом, стремлением правителей увековечить могущество своих империй в архитектурных памятниках.
Планировка городов в эти времена отличалась строгой упорядоченностью. Прямизна широких улиц, от четырёх до десяти метров (Пергам, Приена); пересечение улиц под прямым углом; расположение в центре города главных общественных и культовых сооружений – всё это было отличительными чертами большинства новых городов, даже если они появлялись на сложных рельефных участках, на склонах гор (Приена, Селевкия). Широкие строительные работы по-прежнему велись в Афинах, но уже уступали в размахе архитектурных замыслов другим эллинистическим городам.
Широкое распространение и развитие в это период получила архитектура жилых домов (Делос, Приена), дворцов (Пергам, Пелла) и вилл, иногда плавучих, воздвигавшихся на огромных баржах (корабль Филопатора). Строилось множество культовых сооружений, воздвигались огромные и величественные храмы и алтари.
Также развитие получают жанры искусства, связанные с украшением архитектуры, с украшением внешнего и внутреннего убранства зданий. Это расписная керамика, мозаика, декоративная скульптура. Здесь стоит вспомнить, что для классической Греции также был характерен синтез архитектуры и скульптуры.
В искусстве эллинизма, также как в классическом греческом искусстве, была свобода творческого самовыражения, отсутствовал жёсткий канон и строгие правила стиля, а главным мотивом был человек, его душевные порывы и страсти.
Творцы и художники эллинистической эпохи любили обыгрывать эффекты неожиданности, случайности, отличные от идеи неизбежности, столь характерной для V века до н.э. Эллинистическое чувство безграничности мира, проявившееся, в частности, в появлении общегреческого языка койне, нашло яркое выражение в формах архитектуры.