Арабо-мусульманский стиль в средневековом искусстве
Арабо-мусульманская стилистика в искусстве средневековья, с одной стороны, исходила из запросов правителей и аристократии, с другой стороны, стиль должен был соответствовать строгим требованиям исламской религии, которая определяла формы архитектуры и ограничивала тематику пластического и изобразительного искусства.
Ислам категорически запрещает изображение божества. Так называемые идолы – скульптурные изображения древних богов, названы в Коране «наваждением сатаны». Ортодоксальные положения ислама также не одобряют изображение живых существ.
Как и все религии в Средние Века, Ислам оправдывал феодальный строй, а также призывал беспрекословно повиноваться правителя – халифа. Историки считают, что мировоззрение людей средневекового Востока нельзя объяснять только религиозными представлениями. В сознании человека средневекового Востока, в его эстетическом и художественном восприятии мира противоречиво переплетались религиозные взгляды и реальное представление о мире. Один из величайших мыслителей и ученых средневекового Востока Абу Али ибн Сина (Авиценна) признавал божественное происхождение Вселенной, но вместе с тем утверждал, что научно-философское знание самостоятельно и существует независимо от религиозной веры. Ибн Сина(Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс), Алишер Навои и другие талантливые философы средневекового Востока утверждали силу воли и разума человека, ценность и богатство реального мира, но в большинстве случаев, не выступали открыто с позиций атеизма.
Миниатюра
Одно из самых ярких и оригинальных явлений арабо-мусульманского искусства в средневековье – миниатюра. Это были красивые и красочные изображения, которые украшали и иллюстрировали арабские средневековые рукописи в форме заставок или страниц-иллюстраций. Арабские миниатюры отличает обилие сюжетов:
- жизнь халифского дворца;
- ситуации из бытовой жизни;
- торжественный выезд халифа;
- сценки в цирюльне и в суде;
- проповедь в мечети;
- движение торгового каравана и др.
Стилистические особенности арабских миниатюр довольно просты. Они отличаются плоскостью рисунка, хотя иллюстраторы пытались передать объёмность фигур посредством цветовых оттенков. Главные фигуры миниатюр выделяются цветовыми пятнами. Между отдельными фигурами связей почти не выделяется. Лица фигур похожи между собой и мало выразительны. Индивидуальные черты также не наблюдаются. Фигуры изображены в условном положении, кажется, что они застыли в одной позе. Действие в большинстве случаев показано движением руки. Эмоции говорящего, будь то удивление, испуг, негодование, также условны. Одежду, постройки, корабли, здания, художник изображает с наивной тщательностью, но при этом оказывается равнодушным к индивидуальным особенностям лица человека. Потому что ортодоксальные положения ислама не одобряют изображение живых существ.
Архитектура
Оригинальность и своеобразие арабо-мусульманской архитектуры наиболее ярко проявляется в культовых сооружениях. Постройки светского характера, жилые дома, караван-сараи, рынки, бани, во многих своих чертах сохраняли доисламские (арабские, иранские) традиции. Центральным культовым зданием и главным символом религиозной жизни была и остаётся мечеть (в переводе с арабского «масджид» – «место поклонения»).
Прототипом всех мечетей считается мединская мечеть, которая была возведена ещё при жизни Мухаммеда. Это был открытый участок, окружённый с четырёх сторон стеной. С северной стороны, направленной к Иерусалиму, из стволов пальм был сделан навес для защиты от солнечного света. Крытая часть мединской мечети стала прообразом для колонного зала всех колонных мечетей в будущем. Все последующие мечети строились так, чтобы люди, которые молились, были обращены лицом к Мекке. Старинные мечети Багдада, Дамаска, Каира также имеют в плане больших размеров прямоугольники или квадраты, со всех сторон окружённые арками, которые опираются на колонны. В мечетях Испании и Северной Африки множество стоящих рядом колонн образуют огромных размеров молитвенные залы. Большое число колонн напоминают густо разросшийся лес. В глубине сооружения поражают оригинальные и яркие узоры на стенах. Внутреннее пространство мечети кажется необъятным, возникает ощущение бесконечности Вселенной.
С древних времён рядом с мечетью строился минарет. Считается, что прототип минарета восходит к таким сооружениям, как маяк, сторожевая или сигнальная башня. Минарет необходим для того, чтобы публично звать мусульман на молитву. Эту обязанность выполняет специальный служащий мечети – муэдзин. В разных мусульманских центрах были сооружены оригинальные и непохожие друг на друга формы минаретов. К числу древнейших памятников исламской архитектуры относятся минареты Сирии, берущих своё начало от колоколен сирийских христианских церквей, которые, в свою очередь, наследовали традиции античных башенных сооружений. Тип квадратного минарета стал господствующим в Испании и странах Северной Африки. На Ближнем и Среднем Востоке утвердилась круглая форма минарета, слегка сужающаяся кверху.
С развитием и становлением исламской архитектуры было связано формирование следующих эстетических понятий-символов:
- «джамал» – божественная, возвышенная красота, это купол мечети;
- «джалал» – божественное величие, это минареты;
- «сифат» – божественное имя, это письмена на внешних стенах мечети.
В 1258 году происходит захват Багдада монголами. На этом событии кончается золотой век арабо-мусульманской культуры. Начинается период расцвета региональных культур, на историческую арену выходят собственно арабская, турецкая, иранская, мусульманская культура в Индии, и др. культуры. Начиная с 16-го столетия арабский мир был поглощён Османской империей. Однако оригинальность, своеобразие и достижения исламской средневековой культуры говорят о её значимом вкладе в сокровищницу мировой культуры.