Сущность свободных экономических зон
На современном этапе развития международные экономические отношения (МЭО) трудно представить без иностранных инвестиций и свободных (их еще именуют специальными или особыми) экономических зон (СЭЗ). В наши дни насчитывается более 4000 СЭЗ самых различных видов, что, безусловно, говорит о весьма значительной их популярности в мире.
Свободные экономические зоны играют важную роль в развитии современной мировой экономики, поскольку они являются мощным инструментом стимулирования внешнеэкономической деятельности, а также общенационального экономического развития. Кроме этого, СЭЗ – важнейшая и относительно новая форма международного разделения труда.
В соответствии с Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (1973 г.), свободная экономическая зона – это часть территории страны, на которой ввезенные экономические блага рассматриваются как объекты, находящиеся вне пределов национальной таможенной юрисдикции и, соответственно, освобождаются от процедур налогообложения и таможенного контроля.
В более широком понимании, свободная экономическая зона собой представляет часть национального экономического пространства с преференциальной системой стимулов и льгот для субъектов хозяйствования (которые не применяются на остальной территории).
Два концептуальных подхода к созданию свободных экономических зон
Получили распространение следующие два основных концептуальных подхода к созданию СЭЗ:
- территориальный
- функциональный.
Согласно территориальному подходу (который преобладает на практике), льготный режим предоставляется организациям, расположенным на специально оговоренной, определенной территории. Данный подход позволяет в большей мере решить проблему развития того или иного региона страны.
Функциональный подход дает возможность решить проблему развития тех или иных отраслей экономики. В данном случае устанавливаются льготы для некоторых видов хозяйственной деятельности (при этом не берется во внимание фактор месторасположения).
Основные цели создания СЭЗ
С точки зрения государства:
- привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ)
- повышение конкурентоспособности экономики (в частности, благодаря внедрению новых, передовых технологий производства)
- развитие экспорта
- решение проблем безработицы
- противодействие «утечке умов» и создание условий для трудоустройства высококвалифицированной рабочей силы
- апробация передовых методов менеджмента
- импортозамещение и т.д.
С точки зрения инвесторов:
- минимизация затрат, благодаря отсутствию (или минимальному уровню) таможенных пошлин
- экономия издержек благодаря приближению производства к целевому потребителю
- экономия затрат благодаря использованию дешевого труда и т. д.
Классификация льгот, предоставляемых иностранным инвесторам
Льготы, которые предоставляются иностранным инвесторам на территориях СЭЗ, можно классифицировать на такие 4 основные группы:
- внешнеторговые – предусматривают упрощенный порядок проведения внешнеторговых операций и снижение (либо же полную отмену) импортных и экспортных пошлин
- финансовые – подразумевают установление невысоких цен на коммунальные услуги, низкой арендной платы за производственные помещения и землю, предоставление целевых государственных кредитов
- фискальные – предусматривают снижение (либо полную отмену) налога на прибыль и/или налога на имущество
- административные – подразумевают упрощенную процедуру регистрации компаний, режима въезда и выезда граждан, предоставление различных услуг, связанных с регистрацией предприятий и т.д.
Все вышеперечисленные виды льгот применяться могут в самых различных комбинациях (в зависимости от приоритетных целей создания СЭЗ).