Товарный знак и его функциональная роль
Товарный знак – это способ защиты авторского права, обеспечивающий индивидуализацию товаров и услуг.
Товарный знак обеспечивает придание товарам и услуг отличительных характеристик в потребительской сфере. Он позволяет потребителям отличить конкретный бренд, производителя от других.
Ценность товарного знака заключается в сохранении репутации производителя конкретного товара или услуги. Это мотивирует потребителей к приобретению соответствующей продукции и обеспечивает определенные конкурентные преимущества.
Товарный знак может быть словом, слоганом, логотипом, специализированным изображением каких-либо предметов, иметь различное цветовое исполнение. Устойчивый товарный знак, положительно распознаваемый потребителем, может быть единственным наиболее ценным активом интеллектуальной собственности. Его устойчивость означает сохранение формы представления знака и характеристик продукта, который имеет определенный товарный знак.
Функциональная роль товарных знаков состоит в следующем:
- Способствование принятию решений потребителями в отношении выбора продукта из множества аналогичных предложений на рынке.
- Мотивация осуществления предприятиями закупок, характеризующихся определенным уровнем качества и безопасности.
- Воздействие на выбор стратегических ориентиров развития хозяйствующего субъекта.
- Повышение уровня доходности наукоемкой продукции в силу того, что за известные бренды потребители готовы выложить больше денег, в силу престижности продукции и поддержания ее качества.
- Стимулирование организаций инвестировать средства в поддержание высокого уровня конкурентоспособности научных разработок.
- Повышение уставного капитала и престижности компании на рынке, за счет наличия товарного знака.
- Использование товарных знаков в качестве инструмента маркетингового продвижения продукции.
Стоит отметить, что понятия «товарный знак» и «бренд» не являются идентичными. Бренд является наиболее широким понятием, отражающим признание потребителей товара конкретной марки, с наличием определенных свойств и функционала. Товарный знак имеет возможность превращения в бренд при выборе оптимального вида его представления, исключительности наименования и идентификации с конкретным производителем.
Создание товарного знака, его развитие и доведение до уровня бренда ориентировано на долгосрочное продвижение товаров или услуг на рынок и достижение конкурентных преимуществ.
Для доведения товарного знака до уровня бренда требуются значительные капиталовложения на создание и поддержание его активов.
Товарный знак представляет собой нематериальный актив бизнеса. Он подлежит обязательной регистрации, которая ориентирована на его защиту и оказание положительного воздействия на развитие бизнеса. Особенно это касается инновационных направлений. Защита инноваций крайне необходима в целях обеспечения защиты разработок и устранения возможностей их применения другими хозяйствующими субъектами.
Основные функции товарных знаков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Основные функции товарных знаков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Получение конкурентных преимуществ за счет использования товарных знаков
Регистрация товарного знака инновационного продукта и его активное применение обеспечивает деятельность хозяйствующего субъекта следующими преимуществами:
- Узнаваемость продукции потребителями.
- Формирования доверия потребителей к продукции компании.
- Получение прибыли от инновационных направлений деятельности и достижение ее стабильных показателей роста.
- Постепенное расширение инновационного ассортимента за счет роста прибыли и ее направление на дальнейшие разработки.
- Совершенствование этапов изготовления и улучшение качественных показателей товара.
Товарный знак предоставляет его владельцу исключительные права на продукт, наделенный определенным набором характеристик. Это обеспечивает невозможности применения такого же обозначения продукции другими производителями. На это необходимо разрешение владельца товарного знака. Права на его использования могут быть предоставлены иным организациям, но на определенных условиях. Это обеспечивает получение дополнительных выгод за счет платы за предоставления прав пользования товарным знаком и, одновременное расширение рынка сбыта своей продукции. Охват аудитории потребителей, которые узнают продукцию компании, расширяется, что повышает ее признание на рынке. Таким образом, инновационные проекты получают возможности окупаемости и получения прибыли, а инновационные продукты – возможности реального признания широкой аудиторией потребителей.
Методы защиты товарных знаков
Товарные знаки предоставляют разработчикам инновационной продукции, ее производителям исключительное право использования определенного наименования и запрета его использования иными физическими и юридическими лицами в течение десяти лет с момента его получения.
Основными методами защиты товарных знаков являются:
- Гражданско-правовой метод. Он предполагает разрешение споров по использованию товарных знаков между правообладателем и иными лицами, через подачу заявок в суд. Правообладатель может потребовать от лица, которое незаконно использовало товарный знак, компенсацию, в размере от 1 тыс. до 50 тыс. МРОТ. размер компенсации устанавливается решением суда. Это метод предполагает наличие доказательства использования товарного знака иными лицами. Принесение ущерба правообладателю не требует доказательств.
- Административно-правовой метод. Данный метод предполагает обращение в антимонопольную службу в условиях использования недобросовестных методов конкурентной борьбы посредством использования товарного знака.
- Таможенная защита. Она предоставляется таможенными органами в случаях незаконного использования товарных марок российских компаний.
- Самостоятельная защита товарного знака его обладателями. Она состоит в выборе исключительного товарного знака, такого его оформления, которое, довольного трудно подлежит копированию и подделке.