Специфика инновационной политики фармацевтических компаний
Инновационная деятельность является важным направлением развития большинства компаний. Выпуск нового продукта обеспечивает получение конкурентных преимуществ хозяйствующего субъекта, расширение целевой аудитории потребителей и выход на новые рынки сбыта.
Инновационная деятельность фармацевтических компаний сопряжена с рядом особенностей. Они являются следствием специфики деятельности таких предприятий. Они занимаются производством товаров, которые призваны бороться с различными заболеваниями. Однако, постоянно появляются новые вирусы и бактерии, вызывающие новые заболевания, для борьбы с которыми применение существующих лекарственных препаратов неактуально. Потому, выпуск новых продуктов в данной сфере деятельности, является необходимым условием продолжения ее функционирования.
Разработка лекарственных препаратов отличается от разработки других товаров индивидуального потребления. В процессе создания оригинальных лекарственных препаратов выделяются такие специфические этапы:
- формулирование инновационных идей;
- направленный синтез новых субстанций или модификация существующих соединений и субстанций;
- скрининг биологически активных веществ;
- экспериментальное исследование лекарственного препарата - оценка его безопасности, соответствия стандартам качества, оценка нетоксичности, фармакологического действия.
Активизация инновационной деятельности фармацевтической компании ориентирована на:
- снижение себестоимости продукции за счет внедрения новых технологий;
- преобразование структуры издержек за счет модификации способов производственной деятельности;
- повышение конкурентоспособности за счет выпуска инновационной продукции, вывод на рынок товаров, отвечающих текущему спросу.
Спецификой разработки инновационной политики фармацевтических компаний является ее ориентация на стратегические ориентиры системы здравоохранения государства и текущие тенденции заболеваемости населения. Анализ заболеваемости, включающий детальное рассмотрение потребности в конкретных лекарственных препаратах, новых видов инфекционных и иных заболеваний, составляет основу разработки инновационной политики фармацевтических компаний.
Важное значение имеет и рассмотрение вопросов финансирования инновационной деятельности. Как правило, оно реализуется за счет собственных ресурсов, привлечения сторонних инвесторов и государственного финансирования. Стоит отметить, что российские фармацевтические компании в основном используют государственное финансирование инновационных разработок.
Следует обратить внимание на то, что на разработку инновационной стратегии развития фармацевтической компании влияет ряд факторов. К ним относятся:
- Длительность реализации инновационных проектов, так как разработка лекарственных препаратов сопряжена с проведением клинических испытаний.
- Ориентация на врачебную практику и сферу фармацевтики без учета потребительских предпочтений.
- Обязательное лицензирование разработок. Лекарственные препараты подлежат прохождению государственной регистрации и получению лицензии, что осложняет процессы логистики.
- Установление фиксированных цен на препараты, относящиеся к категории жизненно необходимых.
Путь фармацевтической продуктовой инновации от идеи до создания нового продукта и его доведения до потребителя обходится производителям в значимую сумму. Исследования и разработки являются длительными и высоко затратными. Однако, чистая прибыль в случае успешного проекта в разы превышает понесенные расходы. Направления исследований и разработок отражают скорее потенциал рынка, нежели реальные мировые потребности здравоохранения.
Этапы создания инновационной фармацевтической продукции
Логика разработки нового лекарственного средства не противоречит логике инновационного процесса. Этот процесс является поэтапным и включает следующие направления деятельности:
- Открытие и синтез новой молекулы.
- Проведение доклинических испытаний, включающее химические испытания, биологические испытания, изучение фармакологических свойств молекулы, токсикологии и безопасности и др.
- Проведение клинических испытаний. На данном этапе осуществляется оценка эффективности создаваемого препарата в борьбе с конкретными заболеваниями, его безопасность для здоровья, переносимость организмом, возможности применения в случаях наличия определенных хронических заболеваний или физиологических состояний, взаимодействие с иными лекарственными препаратами, получение токсического эффекта, побочного действия после применения. Клинические исследования могут достигать нескольких лет проведения.
- Разработка нормативной документации нового продукта.
- Разработка маркетинговой стратегии по выводу нового лекарственного препарата на рынок. Выведение на рынок инновационного лекарственного препарата является длительным и дорогостоящим процессом. Здесь, важна детальная проработка всех мероприятий вывода продукта на рынок с целью обеспечения его востребованности и занятия устойчивых позиций среди лекарственных препаратов.
Фармацевтическая разработка составляет основу формирования лекарственной формы нового препарата. Этот процесс представляет собой преобразование инновационной идеи в готовый фармацевтический продукт.
В процессе фармацевтической разработки определяются те свойства фармацевтических субстанций, вспомогательных веществ, укупорочных систем контейнера и производственных процессов, которые носят ключевой характер в формировании нового препарата определенного качества. Эти данные прописываются и в стратегии контроля результатов инновационной деятельности. Ключевые показатели состава лекарственного препарата определяются на основании проведения оценки их воздействия на его качество.
Важно отметить, что заложение стандартов качества на этапах разработки фармацевтической продукции способствует сокращению времени осуществления разработок и сроки проведения клинических испытаний. Это обеспечивает более быстрый вывод нового препарата на рынок и его продвижение.