Инновационная стратегия - это выбор методов, средств, инструментария для осуществления обновления, модернизации различных процессов, направлений деятельности.
Существуют различные виды инновационных стратегий. Каждый вид имеет свои особенности реализации и специфические черты. В общем, любая инновационная стратегия направлена на проведение качественных преобразований хозяйствующего субъекта.
Сущностные характеристики инновационных стратегий
Инновационные стратегии составляют основу развития конкретного хозяйствующего субъекта. Они ориентированы на его преображение в целях оптимизации производственной и иных видов деятельности, что положительно сказывается на показателях экономической эффективности. В первую очередь идет ориентация на получение конкурентных преимуществ.
Сущностными характеристиками инвестиционной стратегии выступают:
- целевые ориентиры инновационного развития;
- инструменты, методы, используемые в достижении поставленных целей;
- источники финансирования инновационных проектов;
- система корпоративного управления – стратегическое и тактическое планирование и его ориентиры.
Достижение поставленных целей требует формирование навыков управления рисками. Риски – составляют основу инновационной деятельности и сопутствуют каждому инновационному проекту.
По сути, каждый инновационный проект ставит перед собой цель удовлетворения потребностей потребителя в конкретном виде продукции или услуг путем внедрения новшеств либо совершенствования имеющегося продукта. Оптимальный метод реализации проекта заключается в поиске, нахождении, целесообразном и рациональном использовании ресурсов. Рационализация ресурсного обеспечения инновационного проекта, также, составляет его значимую характеристику.
Стратегии вообще и инновационные, в частности, ориентированы на развитие и использование потенциала организации, ее ресурсных возможностей и являются способом реагирования на вызовы времени, внешние факторы, изменение условий хозяйствования.
Характер инновационной стратегии определяется рядом особенностей. Они проявляются в специфике процессов планирования инновационного развития, в общей стратегии развития, включающей параметры преобразований различного характера, в уровне технологического развития и инновационного потенциала хозяйствующего субъекта.
Особенности планирования проявляются в процессе определения его реальных временных и количественных границ, принципов организации и порядка использования ресурсов.
Оценивая инновационную стратегию организации, следует учитывать высокую зависимость перспектив ее развития от результатов деятельности предыдущих периодов, накопленного потенциала. Анализ деятельности должен проводиться в отношении, как минимум, среднесрочного периода. Важна детализация показателей деятельности, оценка их динамики, темпов роста или снижения и проведение факторного анализа, т. е. причин изменения показателей в ту или иную сторону.
Таким образом, инновационная стратегия формируется в направлении
- повышения результативности деятельности;
- повышения продуктивности использования инновационной инфраструктуры;
- формирования и развития научных, технических и технологических компетенций;
- оптимизации процессов, объектов деятельности;
- повышения производительности труда и качества деятельности;
- формирования конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
Типология инновационных стратегий
Типы инновационных стратегий выбираются в зависимости от их направленности, объектов инновационного воздействия, субъектов инновационной деятельности, стратегических ориентиров конкретной компании, уровня управления, на котором реализуется инновационная стратегия.
Выделяют следующие типы инновационных стратегий:
- оборонительная стратегия. Она связана с получением конкретных преимуществ путем модернизации продукции или услуг. Как правило, изменения не носят глобального характера;
- защитная стратегия представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на конкретное противостояние. Стратегия реализуется в условиях выхода на новые рынки. Получение конкурентных преимуществ возможно только при наделении продукции принципиально новыми свойствами или создания качественно нового продукта. Данная стратегия характеризуется короткими сроками реализации;
- стратегия инновационной имитации предполагает производство продукта или услуги, которая имитирует товар конкурентов. Она актуальна при отсутствии производственного и ресурсного обеспечения для создания нового продукта или услуги. Потому, реализуется имитация продуктов, завоевавших признание потребителей и их реализации на новых рынка;
- стратегия выжидания ориентирована на максимальное снижение уровня риска в условиях неопределенности внешней среды и потребительского спроса на новшество. Она предполагает предоставление возможности выхода на рынок с инновационным продуктом другой компании и при успешности этого выхода осуществления ее смещения;
- стратегия непосредственного реагирования на нужды и запросы потребителей. Она осуществляется в условиях деятельности компании по системе заказов. Реализуется выпуск продуктов, согласно критериям и требованиям заказчиков;
- стратегия нового рынка. Она предполагает выход на новые рынки, в рамках которых формируется монопольная власть в конкретном направлении деятельности. Ее эффективность зависит от уровня развития маркетинговой службы и соответственно от качества проводимых ею маркетинговых исследований, от инновационной активности персонала и прогрессивности позиции руководства в вопросах перспективного развития производства.
Имеется и иная типологизация инновационных стратегий. Они делятся на две большие группы, в зависимости от ориентации инновационной деятельности:
- Стратегия снижения себестоимости. В этом случае происходит разработка новых технологий, совершенствование производственной и управленческой сферы.
- Стратегия дифференциации продукции. Эта стратегия предполагает расширение ассортиментной матрицы. Производится выпуск новой продукции, наделенной уникальными свойствами, реализация нового направления деятельности и т. д.