Основы построения «голубого океана»
Стратегия «голубых океанов» - это ориентация на выход на рынок путем завоевания новой ниши, нового направления деятельности, в котором отсутствуют конкуренты и необходимость борьбы с ними, по крайней мере, на начальных этапах деятельности.
В данном определении «голубой океан» представляет собой свободную рыночную нишу или направление деятельности, в котором не имеется конкурентов и реализуется функционирование по особым правилам. Стратегия предполагает уход с рынков, где конкуренция имеется и процветает и сконцентрировать свои усилия на нетронутых областях, так называемых голубых океанах, где нет конкурентов, но есть огромный потенциал для развития компании.
Построение «голубого океана» не обязательно требует организации нового вида, сферы деятельности. Новые рынки или их ниши можно отыскать в рамках существующих конкурентных. Для этого требуется раздвинуть границы, исключать отраслевые барьеры, отыскать скрытые возможности.
Построение «голубого океана» базируется на следующих положениях:
- Разработка инновационных ценностей. Выход на рынок с новым продуктом, являющимся уникальным исключает необходимость разработки стратегии конкурентного противостояния. Она не нужна, поскольку, конкурировать не с кем. Компания выходит на новый уровень развития и занимает в определенной сфере лидирующие позиции. Конечно, постепенно осуществится выход с идентичным продуктом иных компаний. Однако, это требует времени, в течении которого новатор завоюет рынок, займет на нем устойчивые позиции и конкуренты не окажут на его деятельность весомого воздействия.
- Создание продукта, характеризующегося высокой ценностью с низкими затратами. Это может быть реализовано только в рамках данной стратегии.
- Опора на разработку стратегической канвы. Стратегическая канва – это модель рынка, выход на который планируется с новым продуктом. Изображается схематично, в виде графика.
Построение стратегической канвы осуществляется по следующему алгоритму:
- Определение ключевых параметров конкретной отрасли, сферы деятельности, которые сходны с предложением конкурентов. Они отмечаются на горизонтальной оси графика.
- Оценка затрат и величины предложения по каждому конкретному параметру. Оценка отражается на вертикальной оси графика.
- Осуществляется построение кривых для различных компаний: компании конкурентов и собственная. Эти кривые и являются кривыми ценности т. е. Они отражают возможности компании создать и реализовать ценностный продукт, выход на рынок с которым исключает конкуренцию.
Рисунок 1. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По мере построения графиков будет получена картина, отражающая разность поведения кривых компании, которая выходит на рынок с инновационным продуктом и компаний конкурентов. Инновационный разработчик имеет стабильную линию спроса и предложения и стабильные показатели выручки.
Таким образом, формируется альтернативная стратегия развития компании. Она опирается на инновационную деятельность и завоевание лидирующих позиций на рынке в силу новаторских достижений.
При построении графика в сопоставлении с графиками конкурентов, важно ориентироваться на наличие непохожести кривых ценности. Иначе, уход от конкурентной борьбы невозможен.
Чтобы создать «голубой океан» требуется полное отличие стратегической канвы от канвы конкурентов. Это может быть реализовано посредством переориентации с конкурентной борьбы на поиск альтернатив деятельности и уходом от попыток удовлетворить типичных клиентов отрасли — на то, чтобы сделать клиентами тех, кто раньше не имел к ней отношения т.е. осуществляется поиск новых клиентов, имеющих иные интересы и потребности. реализуется выпуск инновационного продукта, ориентированного на другую целевую аудиторию.
Принципы построения «голубого океана»
Построение «голубых океанов» базируется на следующих принципах:
- Принцип поиска альтернативы. Он предполагает рассмотрение альтернативных отраслей, сфер и направлений деятельности и проведение анализа функционирования компаний, которые имеют похожие стратегии в целях перенимания их опыта и принципов действия. Важно и проведение исследования спроса, предпочтений потребителей, их интересов, а также, обратить внимание на группы потребителей, с которыми не связана деятельность конкурентов. Кроме того, к существующей продукции компании может быть добавлена новая или внедрены сопутствующие услуги. Построить «голубой океан «возможно, если добавить эмоциональную составляющую в модель, ориентированную на функциональность или наоборот, и тем самым раздвинуть границы рынка и стимулировать новый̆ спрос.
- Принцип сосредоточения внимания на полноценной картине развития. Здесь предполагается акцентировать внимание на конкретных факторах при формировании стратегии, сделать ее уникальной и сформулировать ее девиз. Он будет целевым ориентиром деятельности и показывать потребителям признание компании их значимости и ценности, а также, возможности удовлетворения их потребностей.
- Принцип выхода за пределы имеющегося спрос. Требуется поиск новой целевой аудитории, обращение внимание на предпочтения потребителей, которые не являются клиентами компании.
- Принцип построения стратегии в верной последовательности. Предполагается первоначальное определение полезности инновационного продукта для конкретной группы потребителей, выбор подходящей цены, сопоставление себестоимости с ожидаемой прибылью и факторы, препятствующие альтернативному развитию.
- Принцип преодоления организационных противоречий. Он заключается в ликвидации препятствий построения «голубого океана».
- Принцип мотивации всех сотрудников компании на построению «голубого океана». Важно вовлечь их в процесс еще на стадии разработки стратегии, объяснив ее актуальность, значимость, выгодность. Персонал должен понимать, что от него требуется для реализации стратегии, какая ответственность накладывается, и какие трудности ожидают впереди.