Стратегическое управление – это совокупность действий и мероприятий, направленных на достижение долгосрочных целей компании, реализацию ее миссии, повышение ее конкурентоспособности, снижение издержек и т. д.
Стратегическое управление составляет основу развития и функционирования любого хозяйствующего субъекта. Туристические организации не являются исключением. Их стратегическое управление имеет свою специфику, обусловленную особенностями их функционирования.
Туристическим фирмам необходимы стратегии, чтобы видеть путь достижения своих целей и выполнения миссии. Стратегия как таковая необходима как всей компании в целом, так и отдельным ее связующим звеньям - продажа, маркетинг, финансы, трудовые ресурсы и т. д.
Методология разработки стратегии управления туристической компанией
Разработка экономической политики туристической фирмы предполагает определение целей деятельности фирмы и стратегии ее развития на ближайшую и дальнюю перспективу, исходя из потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами.
Стратегия развития включает в свой состав долгосрочные целевые ориентиры и задачи развития компании, формирование ее деловой репутации и конкурентоспособности. В ходе стратегического управления происходит формирование стратегических ориентиров. Они включают в себя систему как количественных, так и качественных показателей деятельности организации, систему ее деятельности в целом и работу отдельных подразделений.
Стоит обратить внимание на то, что стратегическое управление имеет всеобъемлющий охват. Оно затрагивает систему общего развития туристической компании и деятельность отдельных субъектов управления.
В настоящее время, стратегические ориентиры развития занимают приоритетные позиции в обеспечении эффективной деятельности туристических компаний, но, в силу своей слабой развитости не обеспечивают должного управленческого эффекта. При этом стратегическое управление туристической компании обеспечивает:
- успешное конкурентное противостояние;
- формирование долгосрочных прогнозов развития событий на рынке туристических услуг;
- отслеживание изменений внешней среды;
- реагирование на макроэкономическую динамику и колебания рыночной конъюнктуры.
Стратегическое управление туристической компанией реализуется по следующему алгоритму:
- Проведение анализа средовых условий деятельности.
- Постановка целевых ориентиров развития.
- Определение наиболее оптимальной стратегии управления.
- Определение механизмов и инструментов реализации стратегии управления.
- Проведение контрольных и оценочных мероприятий стратегического управления.
Анализ среды туристического предприятия обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения миссии и для выработки стратегий.
Анализ среды связан с исследованием макроокружения туристической компании, ее конкурентных позиций, анализом деятельности конкурентов и используемых ими стратегий и выявление внутреннего потенциала, анализа внутренних возможностей и угроз развития в целях минимизации негативных факторов, сказывающихся на деятельности компании и ее финансовых результатах. Анализ внутренней среды обеспечивает выявление кадрового потенциала и построение продуктивной системы управления, разработку организационной культуры деятельности и функциональных приоритетов управления.
Стоит обратить внимание на то, что для эффективной организации управления требуется использование всего внутреннего потенциала туристической компании. Это повышает продуктивность управления и планирования, обеспечивает составление более достоверных прогнозов деятельности туристической компании.
Ключевые факторы успеха деятельности туристической компании
При построении системы стратегического управления туристической компании производится анализ условий и возможностей повышения эффективности деятельности, роста и развития. Здесь, особое место занимает определение ключевых факторов успеха деятельности туристической компании. В рамках туристической сферы деятельности такими факторами являются:
- Инновационный потенциал развития. Он отражает возможности внедрения новшеств, совершенствования технологий деятельности, подходов к организации и предоставлению туристических услуг, внедрению инновационных продуктов в туристической отрасли.
- Полное использование производственного эффекта масштаба и эффекта освоения. Здесь, предполагается гибкость процессов оказания услуг, их подстраивание под потребителей, меняющиеся условия спроса и предложения, а также, рост производительности труда.
- Применение эффективной и, главное, перспективной маркетинговой стратегии. Такая стратегия требует расширения ассортимента туристических продуктов и услуг, обеспечения компании высококвалифицированным и подготовленным персоналом, наличия привлекательного оформления и повышение скорости обслуживания. Важно и достижение оптимального соотношения затрат на маркетинговые мероприятия с величиной приносимого ими эффекта.
- Построение качественной, инновационной системы управления. Новаторские подходы в организации туристических процессов, зачастую, лежат в основе повышения конкурентоспособности, роста и развития туристической компании.
- Информационное обеспечение деятельности. Наличие актуальной информации, ее свежесть и широта составляют залог разработки эффективной стратегии деятельности.
Туристическая отрасль предполагает сочетание всех представленных факторов в определенных пропорциях. Особенно важен ассортимент предлагаемых услуг, его широта и вариативность, а также уровень качества их предоставления.