Стратегическое управление – это процесс принятия и реализации долгосрочной концепции развития, направлений деятельности, включающей определение целевых ориентиров функционирования конкретной организации, разработку механизмов управления всеми внутренними процессами и реагирования на внешние воздействия.
Стратегическое управление базируется на сопоставлении собственных ресурсных возможностей с условиями хозяйствования и возможными перспективами развития.
По своей сущности любые стратегические меры, принимаемые предприятием, носят инновационный характер, поскольку они так или иначе основаны на нововведениях в его экономическом, производственном или сбытовом потенциалах.
В силу специфики деятельности инновационного предприятия процессы его управления и разработки стратегии имеют особенный характер.
Стратегическое управление является основой современного менеджмента в условиях постоянных изменений окружающей среды и необходимости адаптации к ним.
Принципиальные основы стратегического управления инновациями
В основе организации стратегического управления инновационной сферой, инновационными процессами в рамках отдельных хозяйствующих субъектов, лежат следующие принципы:
- Принцип ориентации на качественность деятельности и высокий уровень ее результативности.
- Принцип поиска новых возможностей, путей развития и инновационных подходов.
- Принцип формирования в рамках предприятия инновационных команд, характеризующихся творческой ориентацией решения стандартных задач.
- Принцип гибкости. Он предполагает формирование системы управления в зависимости от актуальных задач развития, применение разных подходов к организации процессов, быстрое реагирование на внешние факторы разного характера.
- Принцип интеллектуального развития внутренней среды организации. Здесь, имеется в виду непрерывный процесс обучения персонала, повышения квалификации сотрудников, мониторинг различных источников знаний, использование новых технологий, подходов к стимулированию выдвижения инновационных идей.
- Принцип ориентации на формирование лидеров в трудовом коллективе. Лидерство дает пример функциональной роли сотрудника, к которому необходимо стремиться.
- Принцип формирования организационной внутренней культуры. Такая культура ориентирована на признание и вознаграждение инновационной активности.
Стратегические управленческие решения в значительной мере определяются принятыми на инновационном предприятии принципами управления, перспективами его развития, сложившейся практикой планирования. В результате, в основе стратегического управления инновационным предприятием, могут лежать процессы экстраполяции, ориентированные на перспективное развитие хозяйствующего субъекта в опоре на его текущие результаты, могут лежать принципиально новые стратегические ориентиры развития, требующие полной перестройки системы управления, стилей его реализации, форм и методов, а также, управление может реализовываться на основе принятия оперативных решений, при возникновении непредвиденных обстоятельств и тенденций развития.
Стратегическое управление инновационным предприятием как системный процесс
Стратегическое управление в инновационной сфере деятельности, как правило, рассматривается с позиции системного подхода. Это означает, что процесс управления рассматривается в качестве совокупности процессов, механизмов организации и реализации управленческой деятельности. Обобщенно можно выделить около 9-10 элементов системы стратегического управления. Но в практике каждого конкретного хозяйствующего субъекта, в зависимости от области его инновационной деятельности и специфике ее осуществления количество компонентов может быть как больше, так и меньше данного количества.
Основными компонентами системы стратегического управления предприятием выступают:
- Управление инновационным развитием. Уровень функциональной роли данного компонента определяется целевыми ориентирами инновационного развития организации, уровнем ее инновационного потенциала и потребностями рыночной сферы.
- Управление организацией. В данном случае определяется выбор форм и методов управления, механизмов его реализации, отвечающих текущим тенденциям и перспективам развития.
- Управление рисками. Данный процесс занимает важную позицию в инновационной сфере. Риски инновационной деятельности велики, а, потому, требуют своего тщательного анализа и контроля.
- Управление информационными ресурсами. От уровня информационной обеспеченности инновационной деятельности во многом зависит ее эффективность.
- Управление производством. Этот процесс охватывает вопросы организации функционирования основного и вспомогательного производств, уровней их технологичности, энергоемкости, трудоемкости, материалоемкости и фондоемкости, технического состояния оборудования и других производственных фондов, уровня использования производственных мощностей, стандартизации продукции.
- Управление персоналом. Оно должно быть реализовано особым образом в рамках инновационной деятельности. Инновационные методы управления ориентированы на стимулирование инициативности, выдвижения идей, творческой активности.
- Управление сбытом. В данном случае речь идет о маркетинговых стратегиях. Продвижение продукции требует использования новых подходов и методик в отношении инновационной продукции. Возможно использование нестандартных стратегий ценообразования, каналов продвижения.
- Управление финансами. Оно включает все аспекты координации финансовых процессов. Рассматриваются операционные, инвестиционные потоки ресурсов, движение средств по основной и иным видам деятельности инновационного предприятия. Также, здесь рассматривается и управление источниками финансирования инновационной деятельности. Источники могут быть различными и определяются особенностями каждого конкретного предприятия.