Понятие и основные характеристики «архитектуры» предприятия
«Архитектура» предприятия – это процесс организации, стандартизации и документирования структуры и взаимосвязей элементов организации с точки зрения определенных критических бизнес-областей (физических, организационных, технических и т.д.), использования методологических основ проектирования бизнес-процессов.
По сути, архитектура предприятия является инновационным подходом к его описанию и характеристике. Она отражает устройство хозяйствующего субъекта и позволяет его рассматривать с различных сторон.
Структурными компонентами архитектуры предприятия являются:
- процессы видения бизнеса;
- разработанные и проектируемые бизнес-стратегии;
- процессы внутреннего взаимодействия всех структур - межэлементные и межкомпонентные отношения;
- взаимосвязи и взаимозависимости различных организационных элементов;
- целевые ориентиры деятельности;
- инструкции руководства;
- функциональные области деятельности.
Таким образом, архитектура предприятия представляет собой модель расположения и взаимосвязей внутренних частей системы.
Устройство предприятия требует опоры на принципы последовательности и организованности всех процессов. Они должны быть детально продуманы, чтобы сохранить необходимые связи и зависимости между компонентами архитектуры.
Развитие архитектуры предприятия ориентировано на повышение эффективности его функционирования. От того, насколько грамотно разработана архитектура, во многом, зависит эффективность принимаемых управленческих решений, координация работы всех отделов и подразделений организации, отдельных сотрудников. Кроме того, становление хозяйствующего субъекта на инновационный путь развития требует обновления его архитектуры. Все процессы должны быть модернизированы и нацелены на инновационное развитие.
Необходимость обновления и совершенствования архитектуры предприятия определена следующими факторами:
- отсутствие регламентов в хранении, обработки информации для принятия управленческих решений;
- использование нефинансовой информации в планировании и прогнозировании деятельности;
- участие в подготовке управленческой информации специалистов различных подразделений — производственных, маркетинга, менеджмента, логистики, управления персоналом и т.д. при отсутствии ответственных лиц;
- отсутствие рационального распределение управленческой ответственности;
- разрозненный характер составление планов и прогнозов деятельности т.е. без увязки показателей функционирования отдельных отделов, подразделений, возможностей их развития и оценки реальности практической реализации менеджерских решений.
Архитектурный подход является эффективным инструментом для осуществления организационных изменений предприятия в целом с применением информационных технологий, акцентируя внимание на управлении ИТ.
Этапы разработки и совершенствования «архитектуры» предприятия
Построение «архитектуры» хозяйствующего субъекта, а, также, внесение в нее различного рода изменений осуществляется поэтапно. Этот процесс включает:
- Определение процесса. Здесь, осуществляется оценка текущего состояния предприятия и возможностей его развития. Проводится оценка «что имеется на сегодняшний день» и формируются ориентиры развития «как должно быть».
- Анализ процесса. Он предполагает рассмотрение различных вариантов действий процесса, определение оптимальных методов совершенствования бизнес-процессов, анализ возможностей их реализации и оценку эффективности.
- Осуществление изменений. Производится внедрение инноваций, обновления процессов, способов управления, ведения дел и т.д.
- Мониторинг процесса по определенным показателям. Здесь, реализуется анализ внедрения новых форм деятельности, новых компонентов в структуру бизнес-процессов.
- Оценка улучшения процессов. Она проводится путем сопоставления показателей деятельности, эффективности управления до архитектурного обновления и после него. Оценивается достижение целевых показателей и перспективы дальнейшего развития. На базе данной оценки принимаются решения о продолжении совершенствования архитектуры или прекращении внедрения обновлений того или иного типа.
Формирование целевого состояния архитектуры предприятия во многом зависит от моделирования бизнес-процессов. Включенные в состав бизнес архитектуры модели процессов должны охватывать ключевые события, функции и потоки информации, в целях полноценного обеспечения управленческого аппарата информационными данными и поиска новых инновационных возможностей.
Обновление архитектуры реализуется за счет:
- Декомпозиции бизнес-процессов.
- Проведения анализа бизнес-событий.
- Построения моделей местоположений выполнения отдельных функций бизнес-процесса.
- Построения модели интеграции процессов.
Важную роль играет и проведение анализа используемых в настоящее время технологий и возможностей технологического обновления. Это касается информационных технологий, технологий производства, технической архитектуры, а также архитектуры данных и приложений, представляющих собой совокупность методологических, технологических и технических решений для обеспечения информационной поддержки деятельности предприятия, определяемой его бизнес-архитектурой.
По сути, процессы моделирования составляют одну из стадий управления бизнесом. Они активно применяются на этапе стратегического планирования и инновационного развития. Моделирование нацелено на выявление проблемных моментов деятельности и построении на их основе новых вариантов ее организации.
На сегодняшний день, актуальным методов обновления архитектуры предприятия является внедрение информационных технологий. Основными методами совершенствования архитектуры предприятия, базирующиеся на информационных технологиях являются:
- реинжиниринг процессов;
- методы бережливого производства – технологии ориентированные на снижение себестоимости продукции и ресурсного потребления в целом.
Архитектура предприятия является не только новым инструментом регулярного менеджмента, она представляет собой концепцию, в рамках которой находят свое отражение многие другие инструменты управления.