Слияние компаний – это процесс объединения хозяйствующих субъектов разных форм собственности и направленности деятельности (либо идентичной деятельности) в целях укрупнения бизнеса и капитала.
Слияние компаний представляет собой процесс их неорганического роста. Такой рост сопряжен не с реальным расширением бизнеса, укрупнением компании, наращиванием деловой активности, а с объединением с другим хозяйствующим субъектом, успешно функционирующим на рынке, имеющим определенные технологии и т. д. При этом деловая активность компаний, которые сливаются, не растет, но они обеспечивают себе новый путь развития, диверсифицируют свое производство и иные направления деятельности.
Состоявшаяся компания с низкими темпами роста может приобрести другую (часто инновационную) компанию не только для увеличения рыночной доли, но и в целях обеспечения более быстрого роста и прогресса. Иными словами, идет ориентация на становление на инновационный путь развития. Слияние выступает одним из способов перехода компаний на инновационный путь развития.
Мотивы слияния компаний
Поскольку, процесс слияния является довольно частым явлением в современной экономике, то важно определить мотивы данного процесса. Существуют различные подходы к пониманию роли и значимости данного процесса в системе инновационного развития общества. К ним относятся:
- Теория высокомерия или гордыни. Она опирается на тот факт, что процессы слияния и поглощения являются итогом противоречий, которые возникают у собственников компании т.е. акционеров и менеджеров в вопросах распределения прибыли. Акционеры желают получать больше дивидендных выплат, а менеджеры заинтересованы в реинвестировании нераспределённой прибыли в разного рода инвестиционные проекты — такие как слияния и поглощения, поскольку, они стимулируют рост деловой активности.
- Теория синергии. Она является наиболее распространенной в настоящее время. Данная теория объясняет использование слияний в качестве основного инструмента разработки и последующего применения имеющихся преимуществ, положительных аспектов хозяйственной деятельности компаний, которые участвуют в слиянии. Происходит объединение капиталов, приводящее к росту ценности новой компании за счет повышения ее функциональных и ресурсных возможностей. Согласно данной теории получение синергетического эффекта слияния может носить как перспективную направленность, так и давать краткосрочные эффекты. Краткосрочные эффекты касаются минимизации расходов и максимизации свободных активов, подлежащих дальнейшему инвестированию. Перспективная направленность позволяет сформировать новую стратегию развития, ориентированную на экономический рост и прогресс, рост конкурентоспособности, расширение аудитории потребителей.
Вся совокупность мотивов, которые лежат в основе слияний компаний, согласно теории синергии может быть разделена на следующие группы:
- Торговый синергизм. Он связан с повышением эффективности торговой деятельности путем объединения продаж по совместным каналам сбыта для разнородной продукции.
- Операционный синергизм. Он связан с повышением эффективности производственных процессов, расширением производственных мощностей, снижением себестоимости продукции.
- Инвестиционный синергизм. Он предполагает объединение капиталов в целях технологического роста и прогресса. Как правило, крупные компании поглощают более мелкие, которые реализуют инновационную деятельность, но не имеют достаточно ресурсов для ее коммерциализации. Слияние обеспечивает совместное использование технологий, результатов НИОКР и «ноу-хау», ресурсов в направлении создания продуктов различного видового разнообразия.
- Управленческий синергизм. Он касается слияния ориентированного на использование опыта управленческой деятельности. Как правило, это касается опыта более крупной корпорации, которая имеет определенную историю на рынке и реализацию стратегии управления. Она сливается с мелкой компанией, которая осуществляет реализацию инновационного продукта, но не имеет достаточных управленческих знаний и опыта, что снижает ее возможности получения на рынке конкурентных преимуществ.
- Налоговый синергизм. Он касается получения определенных налоговых льгот, преимуществ в результате объединения компаний.
Важно отметить, что слияния и поглощения обеспечивают принесение определенного синергического эффекта всем компаниям. Обмен инновациями выгоден как для крупных компаний, которые экономят на инновационных разработках, но получают возможности их использования, так и для малых, выживание которых в условиях постоянной конкуренции всегда находится под угрозой, и они не имеют ресурсов для расширения своих инновационных исследований.
Видовое разнообразие слияний
Слияние компаний может быть осуществлено в различных видах и формах. Основные разновидности слияний и их особенности:
- Горизонтальное слияние. Такое слияние связано с объединением капиталов компаний одной отрасли, одной рыночной ниши. Как правило, оно ориентировано на объединение капиталов и рост деловой активности.
- Вертикальное слияние. Оно связано с объединением компаний, взаимозависимых друг от друга. К примеру, это могут быть компании поставщики и покупатели ресурсов т.е. одна компания поставляет ресурсы, которые используются другой в производственном процессе.
- Слияние с выкупом компании. Как правило, такое слияние именуется поглощением и предполагает приобретение акций или ценных бумаг компании, предоставляя право покупателю на полный переход ее в его собственность.
- Сведение воедино. Такое слияние связано с приобретением нескольких компаний и формированием нового юридического лица.
- Дружественное слияние. Оно имеет вид сговора компаний в целях получения обоими определенного синергического эффекта. Компании заключают договор на объединение деятельности.
- Враждебное слияние. Оно имеет вид поглощения. Компания, которую поглощают не согласна с условиями такого слияния, но не имеет возможности на них повлиять.