Стартап-проект – это компания, организация, характеризующаяся кратким сроком функционирования и временным характером деятельности, направленной на поиск новых бизнес-идей и моделей.
По сути стартап-проект – это оперативная модель бизнеса, нацеленная на создание нового продукта, улучшение функций уже существующего сервиса или части, этапа производства, а также продаж или услуг в какой-либо сфере.
В процессе стартапа реализуется привлечение инвестиций в конкретную сферу деятельности, инновационное направление. Инвестиции необходимы не только на запуск проекта, но и на его дальнейшее развитие, масштабирование и рыночное продвижение.
Критерии отнесения бизнеса к стартапу
Стартап-бизнес является необычным проектом. Невозможно отнести различные бизнес-процессы к стартапу, если они не имеют новаторского компонента.
Отнесение бизнеса к стартапу опирается на его соответствие следующим критериям:
- Уникальность бизнес-процессов. Деятельность должна быть новаторской и обладать уникальными свойствами. Нестандартность организации деятельности, исключительность предлагаемой продукции или услуг является стартапом. Также, может быть разработан уникальный способ реализации идеи или проекта.
- Четко обоснованный старт бизнеса и его скорость. Разработка стартап-проектов не является длительной. Она связана с быстрым развитием и широким распространением. Проекты реализуются в короткие сроки.
- Внешнее финансирование. Для реализации стартап-проекта осуществляется привлечение внешних инвестиций. Его расширение, также, реализуется за счет внешнего инвестирования. Собственные средства, как правило не используются в стартапе.
В командах стартапов есть обязательные функции: они касаются продаж, создания продукта, коммуникаций с инвесторами и прессой, продвижения идеи или продукта. Особо важное значение приобретает привлечение инвестиций. Их отсутствие делает невозможным реализацию стартап-проекта.
Процесс привлечения инвестиций осуществляется в следующей последовательности действий:
- Составление портрета потенциального инвестора, которому будет интересен проект. Формируется образ личности и финансовых характеристики инвестора для построения презентации проекта, чтобы представить его ему в том свете, который вызовет у него интерес и желание вложить свои средства.
- Рассмотрение всех возможных вариантов привлечения инвестиций. Анализируются программы инвестирования федерального и регионального уровня, деятельность венчурных фондов, условия предоставления средств банками, возможности получения грантов, выигрыша тендеров и т. д.
- Подготовка презентации и формирование предложения для инвестора. Данный шаг предполагает представление проекта потенциальному инвестору или инвесторам путем разработки максимально эффективной презентации. Она должна быть краткой и отражать суть проекта.
- Поиск вариантов установления связи и взаимодействия с потенциальными инвесторами.
- Анализ данных об инвесторах, их финансовых возможностях и рисках взаимодействия с ними.
Данные шаги являются подготовительной работой по привлечению инвестиций. Далее, реализуются раунды, которые связаны с непосредственным получением средств на финансирование проекта. Они связаны со сбором средств из собственных источников и у близкого окружения – вложения друзей, родителей. По сути, инвестирование носит непрофессиональный характер, поскольку, инвесторы не имеют опыта вложения средств в бизнес-проекты.
На базе собранных средств осуществляется доработка проекта до логического завершения и его вывод на рынок. Успех данного процесса во многом зависит от объема оборотных средств на рыночное продвижение продукта. Дальнейшее привлечение инвестиций связано с расширением масштабов деятельности.
Стадии разработки стартап-проекта
Разработка стартап-проекта является поэтапной. Она состоит из проведения следующих операций:
- Обсуждение актуальной инновационной бизнес-идеи.
- Детализация проектной деятельности и формулирование технического задания. Технические задания, также, формируются детализировано. Они постоянно корректируются и дорабатываются по мере разработки проекта и изменении условий его реализации.
Подбор команды, которая будет осуществлять реализацию проекта. Особенностями формирования стартап-команды являются:
- наличие аналитической группы, которая проводит исследование рынка, оценивает целевые ориентиры деятельности актуальные для конкретных условий хозяйствования, тестирует идеи;
- масштабируемость. Стартап растет быстро, вместе со своими потребностями. Это требуется привлечение сторонних специалистов разных областей по мере необходимости. Например, контент-менеджер или журналист, маркетолог и др.
- закрепление команды. Команда гарантированно закрепляется за проектом не только на весь период разработки, но и после запуска — это гарантирует, что поддержка проекта будет происходить максимально оперативно, без затрат на ознакомление с проектом нового разработчика.
Разработка MVP (минимального жизнеспособного продукта). Продукт выпускается на рынок очень быстро и оценивается на эффективность по мере его оборачиваемости на рынке.
- Маркетинговое продвижение. Оно начинается с разработки MVP и продолжается в дальнейшем, когда происходит масштабирование деятельности. Специфика продвижения стартапа состоит в том, что ресурсы на продвижения в большинстве случаев характеризуются ограниченностью. Таким образом, задачей первого этапа продвижения становится поиск наиболее эффективных каналов реализации проекта. Осуществляется одновременное тестирование самого MVP продукта и его рекламной стратегии продвижения. Таким образом, уже ко второму релизу формируется готовый продукт, развитый в выбранном направлении, и кампания его продвижения, которая корректируется исходя из всей специфики конкретного кейса.
- Развитие бизнес-идеи, проекта и поддержка его оптимальной реализации.