Сущность и основные характеристики бизнес-плана инновационного проекта
Бизнес-план – это документ, в котором отражаются основные направления развития хозяйствующего субъекта, порядок их реализации и способы проведения, анализируются перспективы развития и потенциальные риски.
Бизнес-план является ведущим инструментом управления процессами рыночной экономики а также основой маркетинговой, материально-технической, кадровой, финансовой политики ведения бизнеса, вне зависимости от масштабов, сферы деятельности и видов предпринимательства.
Процесс бизнес-планирования ориентирован на систематизацию и структурирование основных предложений по организации инновационной деятельности и реализации инновационных разработок. Он демонстрирует его пользователям процессы работы хозяйствующего субъекта, основные направления деятельности, принципы функционирования.
Бизнес-планирование лежит в основе и инновационной деятельности хозяйствующего субъекта. Каждый инновационный проект опирается на разработку плана деятельности.
Инновационное планирование характеризуется следующими чертами:
- разработка инновационной продукции или внедрение новых технологий, методов и средств в деятельность хозяйствующего субъекта, исходя из их актуальности, наличия спроса на рынке. Инновации должны обеспечивать конкурентные преимущества организации, обеспечивать ее рост и развитие в перспективе;
- инновационная эффективность проекта должна превышать рыночную ставку ссудного процента;
- выгодность инновации по показателям рыночной конъюнктуры, Инновации требуют ориентации на расширение рынков сбыта и отвечать потребностям текущего спроса, причем платежеспособного;
- формирование в бизнес-плане перспектив реализации инновационного проекта, установление среднесрочных перспектив его финансовых показателей и финансовых итогов реализации;
- утверждение в бизнес-плане обоснованных параметров объема затрачиваемых ресурсов на инновационные разработки и их внедрение на каждом этапе реализации инновационного проекта;
- отражение в проекте инновационной деятельности вариантов минимизации уровня риска внедрения конкретной инновации и обосновании его эффективности;
- утверждение цен ресурсов, ложащихся в основу проекта в опоре на принципы рациональности, обоснованности, приемлемости;
- утверждение в проекте стабильных показателей макроэкономической динамики и параметров внутреннего развития хозяйствующего субъекта.
Составление бизнес-плана инновационного проекта может быть ориентировано на:
- разработку стратегии инновационного развития, являющуюся основой функционирования инновационного менеджмента компании, оценки жизнеспособности проекта, актуальности и целесообразности его внедрения;
- внешних пользователей в целях привлечения средств для реализации проекта. Иными словами, осуществляется поиск инвесторов, желающих вложить ресурсы в инновационные разработки.
Структура бизнес-плана инновационного проекта
Составными компонентами бизнес-плана инновационного проекта являются:
- Титульный лист. На нем дается описание темы проекта и отражаются его исполнители.
- Резюме бизнес-плана. Оно отражает основные характеристики проекта, направленность инновационной деятельности, ее актуальность и прогнозируемые итоги эффективности.
- Данные о лице, реализующим деятельность, отраженную в бизнес-плане. Здесь прописывается наименование, организационно-правовая форма деятельности, свидетельство о регистрации хозяйствующего субъекта, уставный капитал, наличие структурных подразделений, основные характеристики инновационной деятельности, сроки реализации проекта и планируемые итоги его реализации.
- Детальная характеристика инновационных продуктов или инновационных разработок. Здесь, отражается направление использования инновационного продукта, технологии, положительные эффекты ее применения в определенной сфере деятельности, обоснование инновационности планируемых к реализации товаров, работ, услуг (новизна, научно-технический уровень продукции или технологии по сравнению с мировыми и российскими аналогами), аспекты технических разработок, наличие необходимых ресурсов для реализации проекта, качественного менеджмента и специалистов, принимающих участие в разработка новаций.
- Маркетинг продуктов. В данном разделе находит отражение концепция продвижения инновации. Проводится анализ рынка, его динамики, конкурентоспособности инновационного продукта или технологии, потенциал, анализ методов продвижения в конкретной рыночной нише, их целесообразность.
- План производства инновационного продукта или разработки и внедрения технологии. Он включает в себя основные параметры производственных процессов, которые призваны обеспечить создание инновационного продукта, используемых технологий и квалифицированных специалистов соответствующего профиля.
- Правовая охрана и сертификация. В этом разделе отражаются положения, касающиеся легитимности инновационной деятельности, верного документального оформления, соответствия сроков подачи заявок на регистрацию прав по объектам интеллектуальной собственности, сертификатов на продукцию, лицензий по конкретным видам деятельности.
- Финансовый план и оценка эффективности проекта. Расписываются финансовые показатели проекта, его ресурсное обеспечение, источники финансирования, их детализация, порядок финансирования, ожидаемая доходность и сроки получения первых положительных доходных поступлений, себестоимость проекта, валовые затраты, прямые и переменные расходы, чистая прибыль по годам, внутренняя норма доходности проекта, денежные потоки по нему по каждому этапу реализации, уровень риска.
- Приложения к бизнес-плану. Они включают в себя документацию, касающуюся различных договоров с контрагентами по ресурсному обеспечению проекта, прав интеллектуальной собственности, лицензии, сертификаты, уставные документы и т. д.