Специфика осуществления международных инновационных авиастроительных проектов
Международные инновационные авиастроительные проекты – это совместные разработки инновационной продукции в сфере авиастроения, реализуемые путем объединения усилий различных государств.
Современный динамично развивающийся флот гражданской авиации и устойчиво функционирующая сбалансированная национальная транспортная система составляют значимый фактор стабилизации и подъема экономики, повышения уровня жизни населения и обеспечения целостности и безопасности государства. В этой связи возникает необходимость развития системы авиационных перевозок, базирующейся на технологическом обновлении авиационного транспорта.
Формирование любого авиастроительного проекта на международном уровне опирается на его жизненный цикл, а это предполагает поэтапное проведение определенных исследований, мероприятий, ориентированных на анализ актуальности проектов. Жизненный цикл международных авиастроительных проектов включает следующие этапы:
- Выбор концептуальных основ проектной деятельности.
- Анализ экономической целесообразности реализации проекта конкретного типа.
- Формирование проекта и его детализация.
- Производство, проведение летных испытаний, а также сертификация.
- Послепродажное обслуживания (ППО) и улучшения воздушного судна (ВС).
Специфическими характеристиками инновационных проектов международного типа в сфере авиастроения являются:
- длительность реализации проекта, т. е. данный проект может быть осуществлен в течение 10-20 лет. Это обуславливает длительность отдачи вложений и многоэтапность проектной деятельности, включает множество корректировок, исходя из изменяющейся макроэкономической динамики и иных показателей развития отрасли;
- высокая стоимость разработок. Вложения в такие проекты являются очень большими. При этом, в силу инновационности разработок высоки риски этих вложений;
- потребность в значительном инженерном опыте разработчиков и ноу-хау для того, чтобы успешно проектировать, тестировать, и производить жизнеспособные инновационные самолеты.
На реализацию инновационных авиастроительных проектов так же оказывает воздействие множество самых разнообразных и порой непредсказуемых внешних факторов, которые могут заметно повлиять на состояние и развитие мировой системы авиационных перевозок. Это политическая ситуация в отдельных странах и в мире в целом, динамика международных торговых отношений, цены на нефтегазовые ресурсы, развитие туристической отрасли, ее направления.
В настоящее время практика реализации международных инновационные проектов в сфере авиастроения характеризуется следующим алгоритмом осуществления разработок: производство компонентов (комплектующих изделий) в развивающихся странах с последующей их доставкой к местам крупноагрегатной и финальной сборки в развитых странах. Транспортировка осуществляется посредством использования грузового авиационного транспорта. Кроме того, реализуется перемещение персонала, занятого в проекте, деятельность которого ориентирована на поддержание технологических цепочек проектной деятельности и создание финальных продуктов. Их перемещение обеспечивает спрос на услуги пассажирского авиационного транспорта.
Актуальные проблемы реализации международных авиастроительных проектов инновационной ориентации
Проектная деятельность является сложным и многоаспектным процессом. На каждом этапе реализации инновационного проекта в сфере авиастроения возникает ряд трудностей, обусловленных спецификой данной проектной деятельности. Наиболее распространенными проблемами реализации инновационного авиастроительного проекта, решение которых необходимо для повышения конкурентоспособности данных проектов и их распространения на мировом рынке, являются:
- Маркетинг и каналы сбыта. Необходимо отыскать международные каналы, по которым будет реализован сбыт инновационной продукции или технологий в сфере авиастроения. Это является довольно сложной задачей, поскольку, рынок является неизученным. На данном этапе проблемой является выбор партнера для создания стратегического альянса, каналы сбыта и маркетинговую сеть которого можно применять как «коридор» выхода на определенный рынок.
- Экономика и финансы. Данная проблема состоит в крупномасштабности финансирования и необходимости дополнительных вложений по мере реализации проекта в связи с изменения мировых цен, а также, роста цен на системы и комплектующие, необходимые для выпуска самолетов, из-за того, что они поставляются компаниями, занимающими монопольное положение в данной сфере. Если не имеется средств для осуществления дополнительных вложений, и отсутствуют источники финансирования, то реализация проекта тормозиться, что сказывается на сроках его завершения, окупаемости, неспособности занятия определенной рыночной ниши и приведет к потери конкурентных преимуществ. Также, если мировая динамика эконмических показателей измениться в худшую сторону по мере реализации проекта, то это чревато снижением спроса на его результаты.
- Технологии. Здесь, может возникнуть проблема отсутствия отечественных аналогов ключевых технологий для авиастроительных проектов. Полнота ресурсного обеспечения проектов такого типа не имеется ни у одного государства. В связи с этим возникает проблема обеспечения необходимым оборудованием, инструментами, технологиями для реализации проекта по приемлемым ценам и в установленные сроки.
- Сертификация самолета. Данная проблема особенно остро стоит в современном мире. Отсутствие кооперации с международными компаниями по сертификации увеличивают сроки и стоимость сертификации, и снижает конкурентоспособность российских инновационных самолетов на внешнем рынке. Это касается и иных государств, не имеющих связи с международными компаниями и не реализующими проекты изначально по установленным международным стандартам.
- Сервисное обслуживание. Сервисное обслуживание играет важное значение в принятии решения о покупке инновационного продукта авиастроения. Если оно не реализуется на международном рынке своевременно, то это негативно сказывается на продажах. Однако, реализация такого обслуживания является довольно сложным процессом. В настоящее время не имеется четких алгоритмов его реализации.
В любом случае, проблемы реализации инновационных проектов в сфере авиастроения требуют международной кооперации и сотрудничества стран в разных направлениях. Устранение проблем международного сотрудничества возможно при расширении международных связей государств.