Механизм государственно-частного партнерства в инновационной сфере
Государственно-частное партнерство в инновационной сфере – это партнерское взаимодействие органов государственной власти и представителей предпринимательского сектора в направлении реализации инновационных проектов.
По сути, такое партнерство является формой государственной поддержки предпринимательской деятельности. Суть государственно-частного партнерства как прямой экономической формы государственной поддержки предпринимательской деятельности заключается в участии государства в финансировании определенной социально значимой деятельности субъектов предпринимательства, а также, например, в предоставлении во владение и пользование объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности в целях их применения для ведения инновационной деятельности.
Основными признакам государственно-частного партнерства в инновационной сфере выступают:
- долгосрочность реализации партнерского взаимодействия;
- принцип равноправия, включая равномерное деление между всеми участниками процесса ответственности и рисков посредством привлечения частного инвестора и к процессу создания объекта, и к последующему его обслуживанию;
- разделение полномочий, ответственности и финансирования инфраструктурных проектов между частным сектором и государством;
- единая ориентация деятельности и взаимодействия, что означает, что деятельность партнеров имеет единые инновационные ориентиры и сопряжена с принятием высокого риска;
- в ходе партнерства реализуется объединение ресурсов партнеров для достижения общих целей инновационного развития;
- результаты реализации инновационных проектов на базе партнерства могут быть использованы обоими сторонами сделки;
- конкурсная основа отбора инновационных проектов.
Реализация партнерского взаимодействия государства и частного сектора обеспечивает повышение возможностей реализации инновационных проектов и разделение рисков несения потерь между сторонами договорного взаимодействия. Кроме того, производится разделение ответственности и полномочий и интегрируются различные этапы планирования, строительства и эксплуатации в единый проект.
Рисунок 1. Государственно-частное партнерство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Можно отметить, что данный вид партнерства имеет особую привлекательность для государства в силу того, что происходит повышение эффективности оборота государственных средств, растет количество инновационных проектов, что положительно сказывается на динамике инновационного развития. Доходная часть бюджетов растет за счет инвестирования в инновационные проекты, которые являются успешными. Также, формируются возможности для развития приоритетных областей национального хозяйства. Однако, имеется и ряд проблем во взаимодействии государства и предпринимательского сектора в инновационной сфере.
Проблемы развития государственно-частного инновационного партнерства в РФ
При всех преимуществах, приносимых партнерским взаимодействием, данный механизм инновационного развития в РФ в настоящее время является малоэффективным и не обеспечивает ожидаемого эффекта роста инновационной активности и инновационного развития. Это связано с тем, что имеется ряд актуальных проблем реализации государственно-частного партнерства. К ним относятся:
- Отсутствие интереса частного сектора к реализации данного партнерства. Это обусловлено низким уровнем информированности частного сектора в отношении преимуществ данного партнерства и его выгодах, полезном эффекте, а также, отсутствии достаточного количества заключенных партнерских соглашений, являющихся примером.
- Конфликты интересов в реализации инновационных проектов между государством и частным сектором. Это обусловлено вариативностью критериев отбора инновационных проектов и несогласованностью данных критериев при выборе инновационных проектов, подлежащих реализации.
- Применяемая в настоящее время в нашей стране практика государственно-частного партнерства нацелена на обеспечение конкуренции в процессе выбора инвесторов и не стимулирует здоровую конкуренцию на последующих этапах реализации и эксплуатации проектов.
- Пробелы в законодательстве. Не имеется четких основ регулирования инновационной деятельности и реализации инновационных проектов посредством партнерского взаимодействия. Это сказывается на заинтересованности частного сектора в реализации таких проектов. Имеется неопределенность вариантов принудительного исполнения финансовых обязательств правительства, что повышает риск практически любого партнерского проекта, который зависит от финансирования из бюджета. И так рискованный проект приобретает еще большую рискованность, что негативно сказывается, опять-таки, на заинтересованности инвесторов в егореализации.
- Высокий уровень бюрократии. Процедуры документального оформления партнерских соглашений являются очень длительными. Причем, такая длительность, в большинстве случаев, не обоснована.
- Заключение контрактов государственно-частного партнерства пока имеет размытый характер в отношении утверждения механизма расходования ресурсов и учета инфляционных процессов в расчете ожидаемых денежных потоков.
- Вариативность нормативно-правых основ государственно-частного партнерства в региональном разрезе. С одной стороны, это является положительным фактором, поскольку, позволяет учитывать тенденции инновационного развития каждого конкретного региона, но с другой стороны приводит к несогласованности проектов между различными ведомствами.
Таким образом, вышеперечисленные проблемы реализации государственно-частного партнерства в инновационном секторе РФ негативно сказываются на его развитии, а следовательно, на приносимом им полезном эффекте в инновационной сфере. Партнерство требует формирования четкого регламента реализации соглашений и обязательного включения в проекты, принимающие участие в конкурсе, инновационной составляющей.