Понятие и основные характеристики организационных инноваций
Организационные инновации – это инновации, связанные с обновлением способов организации какой-либо деятельности, ведения бизнес-процессов, организации рабочих мест, управления кадрами.
Внедрение инноваций данного вида ориентировано на повышение эффективности деятельности предприятия путем снижения административных и трансакционных издержек, повышение качества кадровой политики, организации работы персонала и его удовлетворенности осуществление рабочего процесса.
Организационные инновации могут касаться разработки новых методов взаимодействия хозяйствующего субъекта с внешней средой или новых способов реализации управления компанией, а также разработки новых механизмов управления персоналом. Они затрагивают любые организационные моменты функционирования хозяйствующего субъекта.
Организационные нововведения являются механизмом, который обеспечивает поддержание изменений различных процессов хозяйственной деятельности. Благодаря внедрению новшеств в организационные процессы осуществляется существенное воздействие на эффективность бизнес-операций, которые способны повысить качество и эффективность работы, активизировать обмен информацией или повысить способность компании изучать и использовать иные знания и технологии.
Организационные инновации являются радикальным методом модернизации таких процессов как:
- организация рабочих мест и процессов работы,
- ведение кадрового управления,
- организация производственного процесса,
- деловая практика,
- организация межличностного взаимодействия управляющего состава с сотрудниками.
Любая инновация направлена на экономический рост и прогресс. Обновление организационных аспектов деятельности ориентировано на получение определенной экономической выгоды. Для этого осуществляется качественное преобразование методов работы и организации ведения различных процессов.
Организационные инновации внедряются в практику хозяйствующего субъекта в следующих случаях:
- разработка и реализация новой стратегии развития;
- преобразование структуры предприятия в опоре на новые стандарты и условия функционирования;
- ориентация на повышения качества деятельности, улучшение финансовых показателей и критериев развития хозяйствующего субъекта;
- борьба с проблемами внутриогранизационного характера;
- преодоление кризисных периодов развития хозяйствующего субъекта.
Организационные инновации в деловой практике включают в себя внедрение новых методов в организацию повседневной деятельности и порядок выполнения работ.
Инновации, которые внедряются в организацию рабочих мест включают в себя применение новых методов и технологий распределения ответственности и права принятия решений между сотрудниками организации, изменения процессов рабочей деятельности разного вида внутри подразделений организации и во взаимодействии этих подразделений, а также внедрение новых принципов структурирования деятельности, касающихся объединения различных видов работ, процессов в целях оптимизации эффективности использования рабочего времени, трудовых затрат в целом.
Организационные инновации во внешней сфере деятельности хозяйствующего субъекта касаются применения новых организационных методов в установлении внешних связей с другими хозяйствующими субъектами, различными институтами экономики, органами государственной власти. Разрабатываются перспективные и актуальные для современного общества формы сотрудничества с исследовательскими организациями или заказчиками, новые методы интеграции с поставщиками, производится использование результатов внешних исследований и разработок, привлечение к работе аутсорсинговых организаций и субподрядчиков.
Виды организационных инноваций
Внедряемые в организационные процессы новшества могут быть представлены тремя основными видами:
- Процессные организационные инновации. Они касаются внедрение новшеств в производственный процесс и порядок его реализации. могут меняться способы производства, внедрять новые, более эффективные технологии, обеспечивающие ресурсосбережение и рост производительности труда. Такие обновления ориентированы на изменение себестоимости единицы продукции, рост качества продуктов, выпуск нового продукта.
- Продуктовые организационные инновации. Данные инновации касаются улучшения технической стороны, материалов, используемых для производства, функциональности изделий и простоты использования. Они больше относятся к виду продуктовых инноваций, но затрагивают и организационные процессы.
- Маркетинговые инновации. Они касаются использования новых способов продвижения продукта на рынок, организации взаимодействия с потребителями и конкурентами. Они вносят изменения во внутреннюю структуру предприятия, а также в его связи с окружающей средой. Инновации обеспечивают получение хозяйствующим субъектом конкурентных преимуществ и укрепления рыночных позиций.
Алгоритм внедрения организационных инноваций
Внедрение организационных инноваций в деятельность хозяйствующего субъекта реализуется по следующему алгоритму:
- Анализ организационных процессов, выявление насущных проблем и вариантов их ликвидации.
- Выбор приоритетных подразделений, которых коснутся инновации. Это могут быть отдельные подразделения или же все отделы и подразделения хозяйствующего субъекта сразу. Все зависит от масштабов внедрения обновлений.
- Формирование ресурсного оснащения новшеств – сбор необходимых ресурсов для плодотворной реализации инновационных процессов.
- Координация деятельности, предполагающая обеспечение сотрудничества подразделений, которые выполняют частичные задачи.
- Разработка контрольных процедур для надзора за соблюдением последовательности инновационных внедрений и оценки их эффективности.
- Организация информационного обеспечения организационных обновлений.
- Организация обучения персонала новым методам работы и способам построения процессов.
- Разработка программы реализации внедрения организационных инноваций.
- Разработка инструкций по использованию новых методов деятельности, обновлению процессов работы и т. д.
- Распределение задач инновационного обновления между ответственными лицами, отдельными сотрудниками хозяйствующего субъекта.