Инновационная деятельность, сущность
Инновационная деятельность предприятия – это совокупность всех финансовых, коммерческий, технологических, организационных элементов, которые необходимы для выпуска и производства новых товаров или услуг на потребительский рынок.
Все инновационные процессы в общем можно разделить на две большие группы: инновации на предприятиях производственного назначения и инновации на предприятиях сферы услуг.
Итак, на производственных предприятиях встречаются следующие виды инноваций:
- Продуктовые. Этот вид инноваций подразумевает производство совершенно нового инновационного вида продукта (товара), который принципиально отличается от других товаров на рынке по различным характеристикам: упаковка, содержание, форма, наличие в нем других компонентов и т.д.
- Процессные. Этот вид инноваций предполагает использование совершенно новых методов производства, то есть целого процесса. Например, закупка нового современного оборудования и наем высококлассных специалистов помогает построить инновационный процесс производства товара, в результате чего производство будет более высокого качества за счет: высокой скорости, технологичности, выше производительность труда и т.д.
Если говорить о сфере услуг, то тут инновации проявляются также в новом подходе к реализации процесса предоставления услуг. Например, салон красоты закупил новое оборудование, внедрил новую систему оплаты клиентами или разработали комплекс услуг по косметологии, который принципиально отличается от конкурентов характеристиками.
Оценка инновационной деятельности предприятия
Инновационную деятельность и ее результаты на предприятии можно оценить только помощью эффективности, полученной от ее внедрения и реализации. Существует несколько видов и форм эффектов, которые можно получить:
- экономический эффект, самый важный для компании, который выражается в денежной форме;
- научно – технический эффект, который проявляется в возможности совершенствовать процесс производства продукции или услуг;
- социальный эффект при котором нет ни денежных форм, ни материальных, он выражается в нематериальных благах;
- экологический эффект, в его основе лежит благо, связанное с улучшением сущности и природы производства.
Показатели оценки инновационной деятельности
На сегодняшний день существует несколько показателей оценки инвестиционной деятельности организаций:
- Интегральный эффект. Также этот показатель называю ЧДД (чистый дисконтированный доход) или чистый приведенный эффект. Он рассчитывается как разница между инновационными расходами за определенный период времени, приведенному к одному году и с учетом дисконтирования.
- Индекс рентабельности. Данный показатель показывает степень важности и эффективности каждого инновационного проекта в общей массе, то есть происходит отбор в зависимости от показателя рентабельности по убывающей шкале.
- Норма рентабельности. Этот показатель показывает ту точку в рамках инвестиционного проекта, когда доход равен вложенным в проект инвестициям.
- Период окупаемости. Это величина, которая показывает, за какое время все вложенные в проект средства окупятся, причем для разных проектов это может быть совершенно разное время (год, месяц, десятилетия).
Таким образом, инвестиционная деятельность – это определенный риск для любого предприятия, но этот риск можно уменьшить, правильно просчитав все показатели инвестиционного проекта, если расчеты дадут верные результаты и возможности, то, скорее всего, руководитель даст положительный ответ на вложение денежных средств, а, если отрицательные показатели, то лучше не реализовывать проект, так как риски слишком высоки.