Моделирование инноваций – это формирование научно-обоснованной базы для принятия управленческих решений в направлении проведения экспериментальной деятельности и реализации инновационных проектов.
В процессе моделирования важно обеспечить реализацию принципа адекватности, т. е. соответствия модели реальному объекту (процессу), его наиболее существенным свойствам.
В процессе моделирование осуществляется создание моделей инновационной деятельности и инновационного развития.
Модель инновационного процесса – это знаковое представление процесса создания инновации в виде последовательности условно выделенных этапов, различных по содержанию и специфике труда при отражении особенностей воздействия на каждый из этапов основных факторов влияния.
Моделирование инноваций осуществляется на основании применения различных методов и технологий.
Методы моделирования инновационных процессов
Моделирования инновационных процессов осуществляется посредством применения методов, относящихся к следующим группам:
- Методы экономической кибернетики. Они включают в себя оценку проектов, за счет системного анализа, опоры на экономический анализ, оценку экономической информации и использование показателей управляющих систем.
- Методы математической статистики. Они опираются на статистический анализ данных при построении инновационных моделей и формировании инновационных проектов. Сюда входит статистический, факторный и корреляционный анализ данных.
- Методы математической экономики. Они включают в себя теорию экономического роста, метод межотраслевого баланса, методы анализа спроса и предложения.
- Методы оптимизации. Они включают проведение сетевых исследований, программно-целевого анализа, использование методов планирования и прогнозирования. Здесь, могут быть построены линейные и нелинейные модели инновационных процессов. Линейные модели предполагают последовательные этапы создания инновационной продукции. Нелинейные модели основываются на параллельном существовании некоторых групп действий, направленных на создание инновационной продукции. Особое внимание уделяется характеру взаимодействия субъектов в инновационной сфере деятельности.
- Методы экспериментальных исследований предполагают опору на имитацию реальных инновационных процессов, проведение экспертных оценок и технологии организации деловых игр.
Модели инноваций
Рой Росвелл, в своей статье «Изменение характера инновационного процесса», выявляет несколько инновационных моделей:
- Линейная модель инновационного процесса. Она опирается на значение научно-технического прогресса, его роль в экономическом развитии в целом и прогрессе в отдельных областях экономики. Она исходит из рассмотрения инноваций, в качестве «технологического толчка». Но данная модель носит плоский характер. Она рассматривает инновационный процесс только в одной плоскости и не исследует обратной связи инновационной деятельности с рыночной средой. Применимость данной модели в современной инновационной сфере не представляется возможным.
- Линейно-последовательная модель инновационного процесса. Модель предполагает проведение исследований рыночной конъюнктуры и реализацию инновационных проектов в опоре на потребности рынка и тенденции его развития. Только таким образом можно осуществить коммерциализацию инновационных идей. НИОКР ведутся в опоре на рынок и его изменения.
- Интерактивная модель инновационного процесса. Она формируется, исходя из рыночных потребностей и предполагает их сопоставление с технологическими возможностями хозяйствующего субъекта, ориентированного на реализацию инновационного проекта. Особенностью модели является выделение логически последовательных, функционально обособленных, но в тоже время взаимодействующих и взаимозависимых этапов в инновационном процессе. Интерактивная модель предполагает наличие определенных зависимостей между всеми этапами инновационной деятельности. Модель, предполагает и учет внешних факторов воздействия на инновационные процессы. Новый продукт или технология могут выпускаться при одновременном проектирование нескольких направлений инновационной деятельности и нескольких стадий жизненного цикла инновационного продукта. Могут быть объединены стадии производства и маркетинга нового продукта или стадии инновационных разработок, их коммерциализации и маркетингового продвижения. Происходит разработка новых идей на всех этапах инновационной деятельности. Это предполагает, как раз, уход, от рассмотрения инновационного процесса, только в качестве НИОКР. Коммерциализация инновационных идей осуществляется на всех этапах инновационной деятельности. При использовании данной модели особая роль отводится менеджерам инновационного процесса и предполагаемым потребителям его результатов. Иными словами, происходит рассмотрение инновационного процесса в качестве управляемой инновационными менеджерами системы. Они оценивают потребительские предпочтения и принимают решения в отношении актуальности разработок, их этапов и прогнозируют ожидаемые результаты.
- Модель интеграции НИОКР с производственной сферой. Данная модель предполагает реализацию инновационных разработок путем интеграции различных компаний, предприятий. Формируются стратегические объединения, ориентированные на конкретный результат в инновационной сфере.
- Идеальная модель инновационного процесса. Она опирается на полноценную, детальную интеграцию инновационной деятельности с рыночной сферой, деятельностью конкурентов и иными показателями. Организация инновационного процесса опирается на создание стратегических альянсов компаний, привлечение экспертов к оценке инновационных проектов, использование систем имитационного моделирования, интегрированных систем гибкого производства и автоматизированного проектирования, связанных с поставщиками.