Краудфандинг – это способ коллективного финансирования проектов, опирающийся на сбор средств для реализации инновационного проекта и создания нового продукта с его конечных потребителей.
По сути, автор инновационной идеи, новатор осуществляет ее рекламирование среди потенциальных потребителей. При их заинтересованности происходит вложение средств на воплощение идеи в готовый продукт.
Термин «краудфандинг» (от англ. crowd – толпа, funding – финансирование) вошел в обиход в 2006 году.
Принцип функционирования краудфандинга
Вложение средств в инновационный проект согласно механизму работы краудфандинга осуществляется на безвозмездной основе или получении иной выгоды. Осуществляется поддержка новаторской идеи.
Механизм реализации краудфандинга опирается на следующие параметры:
- совершение пожертвований или донатов. Он присущ проектам некоммерческого характера;
- внесение средств на основе получения различных выгод – вознаграждения разного рода, призы и бонусы. Данный метод финансирования применяется в отношении проектов на предпродажной стадии их реализации;
- привлечение долгового капитала (Debt-based Crowdfunding). Производится принятие долговых обязательств автором идеи , который возвращает деньги по мере реализации проекта в виде процента из прибыли;
- краудфандинг акций (Equity Crowdfunding) представляет собой привлечение средств посредством предоставления долевого участия в проекте вкладчикам. В данном случае, вложения средств являются более крупными;
- осуществление вложений в криптовалюту. Разработчики идей производят выпуск криптовалюты, которая обменивается на средства финансирования реализации инновационного проекта.
Участниками сделки краудфандинга являются заемщик и инвестор. Они оба могут быть физическими лицами, юридическими лицами, один физическим лицом, а второй юридическим. Инвестор или буккер осуществляет сбор средств на реализацию проекта. Заемщик или фаундер реализует создание идеи. Он автор инновационного проекта, на реализацию которого у него не имеется средств. За сбор средств фаундер предлагает инвестору определенное вознаграждение. Оно может касаться упоминания имени в описании продукта – в качестве одного из создателей, получение продукта по мере его выпуска и т. д.
Данная модель является интересной потому, что она не дает права вкладчикам управлять проектом. Если использовать стандартную схему инвестирования инновационного проекта, то инвестор получает право управления проектов в силу наличия у него финансовых рычагов деятельности.
Данный метод позволяет экономить и время на реализацию подготовительных мероприятий проектной деятельности. Не требуется оформление документов и осуществления поиска инвесторов, привлечение их к проекту и проведения переговоров. А наличие большого количества бэкеров обеспечивает расширение возможностей по привлечению финансовых ресурсов через «сарафанное радио».
Осуществление краудфандинга реализуется через специальные платформы. При этом, платформа может не пропустить реализацию всякого проекта. Устанавливаются определенные ограничения.
Выставление идеи автором на платформе краудфандинга сопряжено с риском. Он касается возможности кражи идеи. При наличии денег на реализацию проекта, отдельные лица могут украсть идею и осуществить ее практическое воплощение пока осуществляется сбор средств автором. Выход на рынок с идентичной идеей не будет таким актуальным и доходным, а окажется сопряженным с ярым конкурентным противостоянием.
В ходе сбора средств может возникнуть недоверие к автору со стороны вкладчиков. В этой связи они не всегда спешат расставаться со своими средства, а желающих поддержать идею на безвозмездной основе или за определенное, не особенно ценное вознаграждение не так-то просто найти. Потому, реализация инновационной идеи является длительным и трудоемким процессом. В любом случае автору идеи требуется приложить немало усилий для ее продвижения, привлечения к ней, формирования заинтересованности конкретным проектом. При этом в ходе привлечения вкладчиков к разработке своей идеи автор привлекает внимание не только к крауд-проекту, но и к своей инициативе. Довольно много авторов в процессе продвижения проектов находили дополнительные возможности: авторы творческих проектов — продюсеров, социальных — попечителей, а бизнес-проектов — инвесторов, которые вне крауд-кампании вносили деньги. Именно поэтому у краудфандинга отличные перспективы для развития.
Модели реализации краудфандинга
Осуществление крудфандинга реализуется по нескольким моделям:
- «Все или ничего». Сбор средств осуществляется в течение определенного периода и должен быть реализован к конкретной дате. Если на установленную дату средства не собраны, то фаундер не получает ту часть средств, которая имеется. Его проект, попросту, не реализуется. При сборе средств на установленную дату происходит их зачисление на счет фаундера и реализация проекта.
- «Оставить все». Неважно, сколько денег соберет проект, фаундер получит всю сумму за вычетом комиссии платформы.
- «Вознаграждение». Данная модель опирается на получение собранной суммы средств не самим фаундером, а его командой, которая будет непосредственно участвовать в реализации проекта. В этом случае деньги получает не фаундер, а команда, которая будет работать над проектом. Фаундер осуществляет сбор средств на реализацию своей идеи и передает их тем, кто ее реализует.
- «Сделка со свободной ценой». Реализуется создание какого-то изобретения, продукта, технологии, которую фаундер желает реализовать. Бэкеры принимают решение о сумме средств, которая может быть перечислена за одну единицу данного продукта.
- «Благотворительность». Она связана с перечислением средств на социально значимые проекты на безвозмездной основе. Эта модель применяется различными благотворительными организациями, приютами.