Соотношение коммерческой тайны и ноу-хау
Коммерческая тайна – это информация, которая не подлежит разглашению третьим лицам в силу своей коммерческой ценности, которая заключается в возможности получения определенного коммерческого эффекта от ее использования.
Ноу-хау (секрет производства) - это не подлежащие разглашения ввиду своей коммерческой ценности сведения о результатах интеллектуального труда.
Связь между ноу-хау и коммерческой тайной прослеживается в том, что сведения ноу-хау не подлежат разглашению. Их требуется хранить в секрете, чтобы обеспечить себе преимущества в сфере предпринимательской деятельности. В целях сохранности секретных сведений ноу-хау в рамках хозяйствующего субъекта может быть введен режим коммерческой тайны. Однако, это не является обязательным условием защиты ноу-хау. Все зависит от решения непосредственных руководителей. Понятие коммерческой тайны шире понятия ноу-хау. Секрет производства — это ценные сведения о результатах интеллектуальной деятельности, представленные технологиями, методами, способами производства, схемами и формулами, а к коммерческой тайне относится любая информация, доступ к которой ограничен. Она необязательно будет объектом интеллектуальной собственности. В отношении же секрета производства действует исключительное право: тот, кто обладает им, может использовать ноу-хау по своему усмотрению и получать от этого выгоды, если это не противоречит закону.
Коммерческая тайна особенна тем, что дает возможности ее владельцу применять определенные инструменты, порядок выполнения операций, производственных процессов, ориентируясь на получение прибыли. Получается, что владение коммерческой тайной дает возможности получения коммерческого эффекта от той или иной деятельности. Что касается ноу-хау, то здесь речь идет о секретах производства, которые не всегда связаны именно с ним. Это могут быть результаты исследований, маркетинговой деятельности, секреты управления, логистических, организационных процедур. При этом, охрана коммерческой тайны имеет правовой характер, а защита ноу-хау не является обязательной и реализуется на усмотрение руководства. Кроме того, имеет место человеческий фактор: утрата секретности технологий, процессов в силу раскрытия информации отдельными лицами.
Характерные черты ноу-хау
Основными чертами, по которым можно определить, что объект интеллектуальной собственности относится к ноу-хау, являются:
- Сведения могут касаться не только непосредственных научно-технических разработок, но и инструментов, приемов организации бизнес-процессов, технологий управления.
- Коммерческая ценность ноу-хау. Она связана с определенной полезностью для коммерческой деятельности.
- Сохранение ценности ноу-хау только в условиях его секретности. После разглашения ноу-хау вряд ли найдется человек, который захочет заплатить за эту информацию.
- Невозможность получить сведения ноу-хау из открытых источников. Они не являются публичными и не находятся в свободном доступе;
Необходимость сохранности секретности ноу-хау является актуальной задачей управления различными видами бизнеса. Оформление ноу-хау в качестве коммерческой тайны обеспечивает сохранность ценных аспектов бизнеса, полезной информации, ее защиту от использования конкурентами для получения выгоды.
Ноу-хау обеспечивает и монетизацию разработок и опыта, в том числе при продаже франшизы. Получается, что сохранность тайны ноу-хау может быть нарушена. Но раскрытие секретов реализуется на условиях платности и продолжения сохранности тайны ее пользователем.
Оформление ноу-хау обеспечивает организациям возможности получения источников финансирования инновационных разработок, т. е. обеспечивается приток средств на коммерциализацию инновационных идей.
Использование ноу-хау в хозяйственной практике позволяет оптимизировать и налоговую нагрузку. Возможно снижение налога на прибыль и НДФЛ учредителя.
Ноу-хау довольно быстро и легко оформляются, не имея сроков действия прав на них.
Недостатки ноу-хау
Помимо положительных черт ноу-хау имеется и большое количество недостатков правовой защиты секретов производства. К ним относятся:
- После разглашения ноу-хау теряет свою значимость и не обеспечивает принесения полезного эффекта в дальнейшем. Получается, что в случае разглашения секретов производства или управления теряется актуальность их практического использования в хозяйственной деятельности.
- Невозможность оформления патента на новшества в случае раскрытия коммерческой тайны. Как правило, патенты выдаются на новинки, новаторские подходы, инновационные продукты. Разглашение секрета производства приводит к потере новизны изобретения. Становится невозможно соответствие условиям патента.
- Утечка секретных данных в результате необходимости разглашения ноу-хау государственным или муниципальным органам по их мотивированному запросу.
- Сложность привлечения к ответственности сотрудников организации в случае разглашения ими тайных сведений. Возникает необходимость наличия доказательств разглашения тайны и заведения дела по данному поводу. Кроме того, если лицо, которое разгласило секретные данные не было уведомлено официально о том, что данные являются коммерческой тайной, то привлечение к ответственности вообще становится невозможным. Все это требует временных затрат и, при этом, не обеспечивает возможностей дальнейшего извлечения пользы из ноу-хау, поскольку, секрет уже раскрыт. С каждым новым договором - трудовым, гражданско-правовым, ростом количества сотрудников, вовлеченных в процессы разработок, риск утечки коммерческой тайны возрастает. Но самый высокий риск разглашения коммерческой тайны всегда исходит от собственных (в том числе и бывших) работников.
Таким образом, защита ноу-хау возможна только при условии наложения на определенную информацию грифа «секретно». Требования о неразглашении данной информации должны быть документально оформлены и подписаны сотрудниками.
Рисунок 1. Недостатки ноу-хау. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ