Инновации – это любые новшества, нововведения, процессы усовершенствования существующих товаров или услуг в целях наделения их новыми функциональными параметрами и возможностями принесения большего полезного эффекта.
Инновации относятся к разным сферам и направлениям деятельности. Они могут касаться изменения подходов к организации различных видов деятельности, разработки новых технологий, изобретений, товаров и услуг. При этом инновацией может быть только тот объект или процесс, который характеризуется уникальностью и исключительностью.
Инновации бывают различных видов и типов и классифицируются по различным основаниям. Одной из классификаций инноваций является разработанная международными соглашениями классификация «Руководства Осло».
Данное Руководство предлагает классификацию инноваций по признаку объекта или предмета инновационной деятельности. Согласно ему происходит разделение инноваций на 4 группы:
- Продуктовые инновации.
- Процессные инновации.
- Маркетинговые инновации.
- Организационные инновации.
Продуктовые инновации
Продуктовые инновации представляют собой разработку новых продуктов или усовершенствование существующих, наделение их новыми качествами и функционалом.
Таким образом, продуктовые инновации предполагают создание продуктов двух типов:
- Разработка технологических новых продуктов.
- Разработка технологически усовершенствованных продуктов.
Технологически новый продукт – это продукт, технологические характеристики, функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции которого, а также состав применяемых материалов и компонентов являются уникальными т.е. ранее не используемыми в хозяйственной практике. Такие продукты создаются путем новых комбинаций факторов производства, применения новых ресурсов и техник.
Технологически улучшенный продукт – это продукт, характеризующийся совершенствованием качественных характеристик, повышением экономической эффективности применения, дополнением новым функциональным назначением, снабжением новыми компонентами материалами.
Технологическое улучшение продукта касается уже имеющегося продукта, характеристики которого были ощутимо усовершенствованы с помощью применения более эффективных компонентов и материалов. Это позволяет вывести на рынок, по сути, инновационный продукт поскольку, он обладает уникальными характеристиками и обеспечивает принесение дополнительного полезного эффекта своего использования.
Любой товар, существующий на рынке, когда-то был совершенно новым, что означало отсутствие каких-либо его аналогов. По мере его вывода на рынок он теряет свою новизну и уникальность и постепенно приобретает характер массового производства. Однако сохраняется возможность усовершенствования данного продукта, что позволяет его отнести к продуктовым инновациям.
Продуктовые инновации обычно считаются среднесрочными. Это означает, что они окупаются не быстро и носят менее оперативный характер принесения положительного эффекта, чем иные новшества, например, процессные инновации.
Процессные инновации
Процессные инновации – это новые методы, способы, технологии организации производственной и иных видов деятельности.
Они предполагают внесение новаторских подходов в различные процессы.
Такие инновации могут базироваться на применении:
- Нового оборудования и инструментария.
- Новых методов организации производства.
- Новых методов реализации практического внедрения исследований и опытно-конструкторских разработок.
Процессные инновации, прежде всего, ориентированы на снижение издержек производства продукции или иного вида деятельности, повышение качества продукции, рост эффективности производства и реализации продукции, максимизацию полезного эффекта деятельности. Их применение ориентировано на производство и передачу технологически новых или улучшенных продуктов, услуг, которые не могут быть изготовлены или предоставлены с применением простых производственных методов.
Процессные инновации предполагают внесение изменений в сферу производственной деятельности, ее материально-технического снабжения, в сферу логистики, процессы реализации продукции, а также, организацию управления, обеспечивать реструктуризацию организационных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, а также, касаться внесения новаторства во вспомогательные виды деятельности, улучшение технологий функционирования отдельных процессов организации.
Маркетинговые инновации
Маркетинговые инновации – это внедрение нового метода продвижения продукции, новых концептуальных основ разработки стратегии конкурентного противостояния путем применения различных методов оперирования ценами, использования рекламных продуктов, изменений в оформлении продукции.
Маркетинговые инновации связаны с разработкой новых методов получения конкурентных преимуществ в ориентации на целевую аудиторию потребителей, их запросы, потребности, интересы. Это позволяет обеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей потребителей, привлечь их внимание к деятельности компании и ее продукции или услугам и сформировать круг лояльных потребителей.
Маркетинговые инновации, как и любые другие, ориентированы на рост объемов продаж, что, в конечном итоге, обеспечит рост прибыли. Это производится за счет путем удовлетворения потребительских потребностей, открытия новых рынков или завоевания новых позиций на уже существующем рынке.
Организационные инновации
Организационные инновации – это новые методы организации деятельности, реализации деловой практики, формирования рабочих мест и реализации новых подходов к выстраиванию взаимодействия с внешним окружением.
Отличительной особенностью организационной инновации от прочих организационных изменений выступает внедрение какого-либо организационного метода деятельности, который ранее не применялся и носит исключительный характер.
Организационные инновации в деловой практике включают в себя внедрение новых методов в организацию повседневной деятельности и порядка выполнения разнообразных работ. Сюда входит, к примеру, внедрение новых практик для улучшения обучения сотрудников и облегчения циркуляции знаний внутри фирмы, новые способы кадрового учета, распределения ответственности и полномочий сотрудников и др.