Понятие инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент в современном мире принято рассматривать с двух сторону – как науку и как процесс.
Как наука инновационный менеджмент представляет собой особую, систематизированную область научных знаний, направленных на обеспечение эффективного управления и стимулирования инновационных процессов на макро- и микроуровнях.
Как процесс, инновационный менеджмент отождествляем с управленческой деятельностью, направленной на достижения целей инновационного развития посредством эффективного использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов.
Фундаментом инновационного менеджмента выступают сами инновации, инновационные процессы и инновационный потенциал. Все вместе они находят отражение в инновационной деятельности организации.
Инновации – новшества, обеспечивающие качественный рост эффективности продукции или процессов, внедренные в производство и востребованные на рынке.
Инновационные процессы – последовательные процессы превращения новых идей и научных знаний в нововведения, а также их освоение.
Инновационная деятельность – деятельность, связанная с поиском и реализацией инноваций.
Инновационный менеджмент характеризуется определёнными целями и задачами. Его фундаментальной целью выступает определение методов и технологий управления организацией в целях обеспечения ее инновационного развития и усиления рыночных позиций посредством создания, освоения и коммерциализации инноваций. Основные задачи инновационного менеджмента отражены на рисунке 1.
Рисунок 1. Задачи инновационного менеджмента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Инновационный менеджмент находит свое отражение в различных отраслях и сферах экономики. Не является исключением и процессы управления персоналом организации. Рассмотрим методологию инновационного управления человеческими ресурсами более подробно, но прежде, обратимся к специфике управления персоналом.
Цели, задачи и специфика управления персоналом
Персонал является ключевым звеном каждой организации, именно он формирует трудовые ресурсы и определяет качество производственного процесса. В общем смысле под управлением персоналом следует понимать систему взаимосвязанных мер организационно-управленческого и социального характера формирующих условия для нормального функционирования и развития кадрового потенциала организации, а также его эффективного использования.
В роль объекта управления в данном случае выступают сами сотрудники организации, причем речь идет как об отдельно взятом сотруднике, так и о трудовом коллективе в целом. Субъектами управления выступают руководители различных уровней, осуществляющие функции по управлению трудовыми ресурсами, а также специалисты кадровых служб.
Основными функциями управления персоналом выступают:
- формирование персонала;
- использование персонала;
- развитие персонала.
Таким образом, управление персоналом предполагает планирование потребностей в трудовых ресурсах, подбор новых сотрудников, маркетинг и мониторинг персонала. Он напрямую связан с проектированием рабочих мест, управлением рабочим временем, аттестацией и стимулированием сотрудников. Наконец, управление персоналом предполагает необходимость обучения персонала, планирования карьеры и работу с кадровым резервом.
Так или иначе, управление персоналом выступает одним из важнейших направлений менеджмента организации и предопределяет возможности развития человеческого капитала.
Методологическая основа инновационного менеджмента персонала
Инновационный менеджмент распространяется на все сферы деятельности организации, включая его кадровую составляющую. В общем смысле под ним следует понимать управление человеческими ресурсами организации с использованием инновационных методов, техник и технологий. Его ориентиром выступает повышение продуктивности работников организации.
Объектами инновационного менеджмента персонала можно считать:
- трудовой потенциал организации;
- процессы развития и обновления персонала.
Реализуется инновационный менеджмент персонала при помощи определенных методов. При этом предопределяющая роль в развитии трудовых ресурсов отводится его соответствию общей стратегии развития организации с одной стороны, и учету стадии ее жизненного цикла – с другой.
Помимо прочего, используемые инновационные подходы различаются в соответствии с иерархией управления персоналом. Для оперативного уровня характерна кадровая работа, для тактического – управление персоналом. На стратегическом уровне речь идет уже об управлении человеческими ресурсами, а на политическом – о формировании кадровой политики и контроле за ее реализацией. Базовые подходы инновационного менеджмента представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Методы инновационного управления персоналом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основополагающая цель использования инновационных подходов и методов в управлении человеческими ресурсами сводится к построению эффективной системы инновационного управления персоналом, ориентированной на более эффективное и успешное функционирование организации в целом.
Особая роль в инновационном управлении персоналом отводится психологической составляющей взаимоотношений между людьми. Приоритетным направлением считается создание условий для реализации потенциальных возможностей работников организации, проявления ими активного интереса к своей работе и стремления к решению поставленных перед ними задач оптимальными способами.
В конечном счете, инновационный менеджмент персонала опирается на три исходных положения. Во-первых, речь идет о необходимости обеспечения тесной взаимосвязи между стратегией развития организации и планированием кадров. Во-вторых, имеется в виду необходимость оценки степени влияния издержек на работу с персоналом и экономические показатели производственного процесса. Наконец, в-третьих, следует помнить о необходимости формирования необходимого количества компетенций и профессиональных навыков для эффективной работы на рынке труда.