Сущность понятия «инновационная услуга»
Инновационная услуга – это услуга, характеризующаяся определенной степенью новизны, новаторским подходом к ее осуществлению
Инновационные услуги предполагают оказание сервиса, которого ранее не существовало, или усовершенствование существующих услуг в целях повышения их качества, полезности для потребителя.
В настоящее время инновации проникают и в сферу услуг. Услуги современного мира базируются на применении научно-технических достижений и отвечают тенденциям информатизации общества. Интенсивным технологическим изменениям подвержены не только новые, но и традиционные отрасли сервисного сектора.
Научно-технический прогресс обусловил изменение не только места сферы услуг в экономике, но и самого представления об этой сфере деятельности. Услуги приобретают более обширный характер. Они оказываются по таким направлениям, о которых ранее и не могло быть и речи.
Сфера услуг в сегодняшних экономических условиях играет важнейшую роль в удовлетворении потребностей общества. По мере формирования в нашей стране постиндустриального информационного общества, роль сферы услуг будет неуклонно возрастать, поскольку потребности населения будут постоянно расти, а их разнообразие постоянно расширяться.
Развитие сферы услуг и повышение ее эффективности ориентировано, в первую очередь, на удовлетворения потребностей общества, конкретных граждан. При этом, ее развитие невозможно без инноваций, поскольку, они лежат в основе прогресса в различных сферах социальной жизнедеятельности.
Роль инновационных услуг в современных экономических реалиях сводится к:
- стимулированию прогресса в сервисе различного вида и направленности;
- обеспечению конкурентоспособности услуг, которые в условиях научно-технического прогресса требуют наделения их новыми свойствами, качествами, функционалом;
- реализации экономических преобразований на уровне отдельных предприятий, регионов, национальной экономике в целом, составным компонентом которых выступает сфера услуг.
Результаты экономических преобразований на основе активизации инновационной деятельности и инновационного менеджмента получают реальное экономическое содержание только через систему связей с материальным производством, сопровождаемое увеличением показателей функционирования каждого предприятия сферы услуг.
Инновации в сфере услуг, как и инновации в сфере производства нацелены на максимизацию прибыли за счет обновления основного вида деятельности хозяйствующего субъекта. Что касается инноваций, внедряемых в сервисную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, то она ориентирована на формирование благоприятной социальной среды, стимулирующей развитие каждого гражданина и, как следствие, экономический рост и прогресс.
В качестве инновации в сфере услуг выступает результат деятельности (сервисный продукт, технология или ее отдельные элементы, новая организация сервисной деятельности и т. д.), который способен более эффективно удовлетворять потребности потребителей.
Важно отметить, что инновации в сфере услуг имеют свою специфику реализации. Она касается необходимости охвата нескольких сфер и ориентации на них. Это и процессы производства, и сфера потребления, и интересы конкретных потребителей, что, в конечном счете, обусловливает необходимость программного подхода к инновационной деятельности. Он включает в себя следующие направления:
- Прогнозирование.
- Избирательность и адресность ресурсного потребления.
- Рациональное планирование.
- Поиск источников финансирования инноваций.
Виды инновационных услуг
Инновационные услуги подразделяют на несколько видов:
- услуги по разработке инновации,
- услуги по применению инновации,
- услуги по формированию новых рынков.
Услуги по разработке инновации включают в себя весь комплекс НИОКР, маркетинг. Они касаются обслуживания инновационного процесса. Услуга по разработке будущей инновации сама по себе является новшеством, поскольку, ранее таких услуг не существовало. Данный вид услуг называется интеллектуальной инновационной услугой, поскольку, требует приложения большого объема умственного труда.
Услуги по использованию инноваций касаются процессом сервисного обслуживания инновационного продукта.
Услуги по формированию новых рынков касаются открытия определенного направления сервисной деятельности, которого ранее не существовало. Это обеспечивает создание новых рынок. К примеру, услуг клининга ранее не существовало. Компания, которая их реализовала стала первопроходцем на конкретном рынке. Такие услуги носят уникальный характер. На первых порах такие услуги не будут иметь конкурентов, и компании, осуществляющие их, будут иметь монопольную власть.
Существует и иная классификация инновационных услуг. Она касается их направленности и включает такие их виды:
- Услуги по обслуживанию производственной сферы. Такие услуги обеспечивают сокращение времени деятельности, упрощение процессов производства, его стадий и т. д.
- Услуги по обслуживанию социальной сферы. Сюда входят различные сервисы, обеспечивающие упрощение доступа граждан к услугам систем образования, здравоохранения, социальной защиты и т. д.
- Услуги по поиску наиболее эффективных форм организации труда и методов управления. Они предполагают оказание содействия в оптимизации кадровой политики и системы менеджмента предприятия.
- Услуги комплексного характера. Они могут одновременно охватывать несколько сфер и упрощать организацию деятельности в них.
- Организационные услуги. Они предполагают новые подходы к организации различных видов деятельности.
- Бытовые услуги. Они касаются обслуживания бытовых процессов и представлены широким многообразием: чистка ковров и мягкой мебели, уход за домашними цветами, присмотр за детьми и др.