Необходимость государственного финансирования инноваций
Государственное финансирование инновационной деятельности за счет средств бюджета осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики. Оно необходимо как для решения общегосударственных научно-технических проблем, так и для содействия развитию инновационного предпринимательства в стране. Финансирование инноваций является важнейшим условием формирования эффективной инновационной экономики в стране.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в направлении повышения их инновационной активности объективно необходима. Малые и средние инновационные предприятия, в отличие от субъектов крупного предпринимательства, не в состоянии создать для собственных нужд научные и учебные центры и прочие подразделения для изучения и внедрения инноваций. Поэтому такие предприятия нуждаются в дополнительных бюджетных средствах.
Государственное финансирование НИОКР на общегосударственном уровне и инновационных проектов малого и среднего предпринимательства
Финансирование проведения НИОКР в целях решения научно-технических проблем общегосударственного уровня является одной из задач государства. В бюджете страны на эти цели отведена отдельная статья расходования средств. При этом распорядителями бюджетных средств являются Государственные академии наук и их региональные отделения, Федеральное космическое агентство, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство образования РФ, Министерство здравоохранения РФ.
Государство финансирует инновационные проекты малого и среднего предпринимательства напрямую (за счет централизованных средств) и косвенно (за счет формирования благоприятных условий для предпринимателей) (рис. 1):
Рисунок 1. Государственное финансирование инноваций
Государственное финансирование инновационных проектов малого и среднего предпринимательства может осуществляться как на возмездной основе, так и безвозмездно, в форме грантов. Для получения безвозмездных средств организуются конкурсы, где участникам необходимо представить более выгодный и полезный для экономики страны инновационный проект. При этом выделяют следующие способы государственной поддержки инновационных проектов:
Выделение кредитных средств (на основе общепринятых принципов возвратности, срочности и платности или при условии предоставления государству пакета выпускаемых акций) через уполномоченные банки;
Предоставление гарантии возмещения вложенных в инвестиционный проект средств в случае его невыполнения. В качестве гаранта при этом выступает Министерство финансов РФ.
Согласно Федеральному закону от $24.07.2007$ №209-ФЗ (ред. от $29.06.2015$) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъектам малого и среднего предпринимательства государство оказывает финансовую, имущественную, информационную и консультационную поддержку. Для этого создается определенная инфраструктура, включающая в себя технопарки, центры коммерциализации и технологий, научно-производственные зоны, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы и т.д. Посредством инфраструктуры государственные и муниципальные органы власти реализуют федеральные, региональные и местные программы развития субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства.
Помимо создания благоприятной инфраструктуры для инновационного предпринимательства, государство содействует патентованию созданных предпринимателями инноваций, создает условия для привлечения малых и средних инновационных предприятий к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства, создает акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды для целей финансирования субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства.
В дополнение к вышеупомянутому федеральному закону существует также государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», целями которой являются создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышение его инновационной активности, повышение эффективности государственного управления. Среди задач, обозначенных Программой, можно выделить формирование экономики знаний и высоких технологий, формирование благоприятной конкурентной среды, совершенствование системы государственного регулирования тарифов и т.д. Ожидаемым результатом реализации Программы является повышение удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, с 9,1% в 2012 году до 14,2% в 2020 году.
Негативные последствия государственного финансирования инноваций
Одним из негативных последствий государственного финансирования инноваций может являться вытеснение государством частных инвесторов. Инноваторам более выгодны государственные источники финансирования, поскольку они дешевле или вообще бесплатны, и, кроме того, государство не оказывает значительного давления на инноватора, требуя предоставить на выходе коммерциализуемый инновационный продукт (необходимо удовлетворить, в большей степени, формальные требования выполнения инновационного проекта);
Также косвенные методы стимулирования, такие налоговые льготы и льготы по взносам во внебюджетные фонды не приводят к значимому росту расходов на НИОКР в крупных компаниях по причине неблагоприятной инновационной среды в большинстве регионов страны. Кроме того, компании, опасаясь дополнительных налоговых проверок, не пользуются льготами и не классифицируют свои расходы как инновационные. А в случае пользования налоговыми льготами качество расходов на инновации снижено, так как компании получают гарантированную налоговую выгоду из затраченных средств еще до использования выделенных средств, что снижает мотивацию отдачу от затрат как таковых.