Форсайт и его основные виды
Форсайт-проект – это технология разработки различных проектов на базе построения стратегии развития будущего в формате коммуникации.
Формат коммуникации предполагает обсуждение точек зрения по поводу будущего, вариантов развития событий и поведения в их условиях, а также желаемого результата деятельности и методов его достижения и конечного согласования стратегий поведения.
По сути, форсайт-проект является технологией групповой работы. Она активно применяется в системах инновационного менеджмента хозяйствующих субъектах.
В форсайте принимают участие эксперты, глубоко погруженные в обсуждаемый вопрос и смежные области. Будущее развитие событий представляется в детальном разрезе. Каждый компонент которого анализируется экспертом, наиболее осведомленном в данной области. Чем большее количество участников принимает участие в форсайте, тем более эффективной является проработка будущей картины и понимание будущего будет более ясным. Поэтому форсайт также называют пиксельным мышлением. При этом участие в форсайте принимают не внешние эксперты, а непосредственные участники проектной деятельности.
Форсайт-проекты могут быть классифицированы по различным основаниям:
- По способу инициации выделяют проекты, инициатива разработки которых исходит сверху или снизу, являясь итогом развития науки и прогресса общества.
- По субъекту форсайт-проекты бывают отраслевыми – касаются развития конкретных отраслей национальной экономики, территориальными – касаются развития различных территорий (это может быть региональный разрез, развитие отдельных городов, поселений и страны в целом), а также корпоративными – касаются системы стратегического планирования хозяйствующего субъекта.
- В зависимости от периода проведения форсайт-проекты бывают фундаментальными, т. е. ориентированными на привлечение широкого круга экспертов и проведение длительных обсуждений, охватывающих года. В них применяются глубинные методы предвидения перспектив развития. Также, форсайт-проекты могут носить оперативный характер, что предполагает проведение обсуждений в течение нескольких дней и быстрое принятие решений и составление прогнозов без глубокого погружения в анализ. Данный вид форсайт-проектов пользуется популярностью в российской экономической практике.
Форсайт-проекты интересны тем, что в ходе разработки стратегии развития хозяйствующего субъекта, региона, страны в целом осуществляется учет факторов, которые являются маловероятными, но их возникновение может оказать определенное воздействие на ход деятельности, на перспективы развития деятельности. Они именуются «Черными лебедями».
Использование форсайт-проектов актуально в турбулентные времена, когда происходит отмирание старых правил, а новые еще не успевают сформироваться. С помощью форсайта можно оперативно реагировать на любые изменения и создавать стратегию развития.
Методология проведения форсайт-проекта
Форсайт-проект реализуется согласно следующей методологии:
- Анализ настоящего. Он предполагает обмен мнениями по текущей обстановки, развитию событий, конкретных направлениях деятельности, актуальных для области стратегической разработки.
- Видение будущего. Здесь, предполагается использование методов прогнозирования, предсказание развития событий и оценка перспектив.
- Планирование показателей деятельности. Данный процесс включает постановку целевых ориентиров деятельности, определение задач, приоритетных направлений развития и проведение стратегического анализа.
- Проведение нетворкинга, включающего использование инструментов, направленных на создание диалога и соучастие участников форсайт-проекта.
В основе методологии лежит учет вариативности будущего развития событий и необходимость приложения усилий для его эффективной проработки. Предполагается, что любое будущее, точнее его видение, может быть создано. При этом принимается в расчет и то, что точного прогноза будущего сформировать невозможно, но важно стремится к запланированным результатам и адаптироваться к изменениям, применяя стратегии гибкого реагирования.
Специфическими аспектами форсайт-подхода являются возможности его работы с отдаленным будущим (от ближайшего до удаленного на 10-15 лет) и учет альтернативных сценариев развития событий в будущем и разработка вариантов реагирования на каждый.
Этапы проведения форсайт-проекта
Реализация форсайт-проекта является поэтапным процессом и состоит из следующей последовательности операций:
- Префорсайт. Он является подготовкой к обсуждению и ориентирован на определение области исследования, целевой аудитории, специалистов.
- Планирование программы форсайта. Она включает все направления деятельности, сроки реализации форсайт-проекта, формат работы.
Проведение непосредственной форсайт-сессии. Она, также, делится на несколько стадий:
- определение предметной области форсайта. Здесь, определяется область обсуждения, сфера рассмотрения будущего, составления прогноза;
- выявление трендов. Происходит определение основных вариаций развития событий и вариантов реагирования на них;
- формирование стейкхолдеров. Они являются участниками обсуждения – организациями, группами лиц, которые воздействуют определенным образом на развитие области исследования. Как правило, выбирается от трех до шести стейкхолдеров. При этом они должны быть заинтересованы в предметной области форсайта, действовать в своих интересах и иметь средства, которые могут быть вложены в создание определенного будущего;
- проведение SWOT-анализа, включающего оценку возможностей, угроз, перспектив и недостатков в той или иной области деятельности;
- формирование желанной картины будущего развития событий и выделение неизбежных факторов, с которыми требуется бороться;
- разработка моделей деятельности для построения желаемого будущего;
- рефлексия. На данной стадии подводятся итоги работы, оценивается достижение целей форсайт-сессии, используемых методов и параметров организации работы.