Понятие и функциональная роль инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент — это основы реализации управления инновациями, включающие совокупность принципов, методов, форм и механизма реализации инновационных процессов в рамках деятельности хозяйствующего субъекта.
Инновационных менеджмент представляет собой сферу управления инновациями. Он внедряется в систему управления хозяйствующего субъекта, ориентированного на реализацию инновационных проектов и становление на инновационный путь развития.
Инновационный менеджмент ориентирован на осуществление стратегического управления инновационной деятельностью. Он ориентирован на реализацию инновационных целей и рациональное использование ресурсов, участвующих в инновационных процессах.
Инновационный менеджмент призван оказывать то или иное воздействие на инновационный процесс, определять его развитие и адаптировать развитие предприятия на инновационные цели.
Функциональная роль инновационного менеджмента сводится к выполнению им следующих функций:
- Организационные основы инновационных процессов. Сюда входит применение методов управления, адаптированных к построению инновационной среды в организации, стимулированию инновационной активности персонала и применение нестандартных подходов к организации трудовой деятельности.
- Планирование инновационной деятельности. Оно состоит в определении стратегии инновационного развития, постановке его целевых ориентиров и составление планов инновационного развития разной срочности.
- Стратегический маркетинг. Он представляет собой реализацию маркетинговой стратегии организации, отвечающей стратегическим ориентирам ее развития и включает в себя процессы аналитического исследования рынка, проведение его сегментирования, анализа конкурентоспособности инновационного продукта и деятельности предприятия в целом.
- Мотивация деятельности субъектов управления. Обязательное стимулирование работы персонала в направлении инновационного развития. Пропаганда значимости инноваций, формирование благоприятной организационной культуры, создание креативной команды, способной достигать поставленных целей, установление эффективной системы вознаграждения труда обеспечивает стимулирование инновационной активности персонала.
- Учет и контроль. Инновационные процессы, инновационное развития подлежат непрерывному учету и контролю.
Важно обратить внимание на то, что в процессе инновационного менеджмента особую значимость приобретает формируемая в организации корпоративная культура. Именно она составляет залог успеха построения инновационного микроклимата в трудовом коллективе.
Формы организации инновационного менеджмента на отдельном предприятии
Осуществление инновационного менеджмента реализуется в следующих формах:
- Формирование в организации специализированных подразделений, которые включают в себя комитеты, советы, рабочие группы. Задача таких подразделений состоит в определении основных направлений инновационного процесса и внесении конкретных предложений с целью принятия решений.
- Формирование в организации отделов инновационного развития. Они производят регулирование и контроль инновационной деятельности фирмы в целом, разработку программ и планов инновационной деятельности и рассматривают возможности реализации инновационных проектов, проводят их оценку, а также, оценивают варианты внедрения инноваций в определенные процессы, объекты деятельности организации.
- Формирование в организации отделов инновационной продукции. Они занимаются разработкой инновационных проектов, связанных с разработкой инновационных продуктов или услуг, совершенствованием существующих, проводят оценку их эффективности и перспективности.
- Создание в организации проектно-целевых групп. Они проводят научные исследования и разработки, координируют производство инновационной продукции.
- Научно-технические подразделения. Как правило, они функционируют в рамках деятельности крупных корпораций и представляют собой независимые компании, которые занимаются НИОКР и обеспечивают внедрение результатов своей деятельности в работу иных субъектов корпорации.
- Формирование отделов НИОКР. Они могут функционировать, как в рамках, малых, так и крупных фирм. Их деятельность ориентирована на проведение разработок, всех этапов исследовательской деятельности и введения ее результатов в производственный сектор. Они координируют и маркетинговую деятельность.
- Формирование центров развития. Они имеют разные масштабы деятельности и функционируют в связи с другими подразделениями компании, поскольку, ориентированы на развитие всех ее направлений деятельности. Деятельность центров развития связана с внедрением новой продукции, расширением объемов продаж и укреплением рыночных позиций.
- Формирование специализированных фондов стимулирования нововведений, деятельность которых направлена на ускорение внедрения выпускаемой продукции в серийно-массовое производство. Они открываются в основном крупными корпорациями и представляют собой независимые подразделения, которые координируют инновационные процессы. В их задачу входит именно контроль инновационных проектов, координация всех этапов инновационной деятельности.
- Включение в структуру компании аналитических групп. Они занимаются непосредственным анализом инновационной сферы, рыночной среды в целях отслеживания динамики спроса на новую продукцию.
Таким образом, инновационный менеджмент может иметь разные формы организации управления инновационными процессами. При этом предполагается построение комплексной и более гибкой системы управления инновационными процессами, которая обеспечит перестройку деятельности на инновационный лад.
Важное значение имеет обеспечение связи отделов инновационного развития со всеми подразделениями и отделами организации и соответствие их деятельности стратегическим ориентирам инновационного развития.