Стартап – это инновационная организация, характеризующаяся скоростью реализации новых проектов и частотой смены бизнес-моделей.
Нередко в процессе разработки бизнес-идеи стартапа уточняется и в корне пересматривается сама идея инновационной технологии. Практика показывает, что разработка бизнес-идеи – это ключевая предпосылка для успешности стартапа.
Однако, бизнес-идея стартапа – это только половина будущего успеха. Здесь имеет значение и организационные основы проекта, управление им и иные параметры реализации стартап-проекта.
Критерии успешности инновационных стартапов
Инновационный стартап - это компания, ориентированная на осуществление инновационных проектов, инновационных направлений деятельности, являющихся высоко рискованными и высоко затратными, применяющая инновационную модель организации бизнеса и команду творчески ориентированных специалистов.
Критерии успешности стартапов в инновационной сфере зависят от стадии развития малого инновационного предприятия, его отраслевой принадлежности, особенностей реализуемых им проектов, его бизнес-идеи. Поэтому невозможно составить детальный и подробный перечень критериев для оценки предпринимательского потенциала различных инновационных стартапов. Каждый из них имеет свою специфику и потенциал развития. При этом, могут быть отмечены универсальные показатели, которые актуально использовать в ходе проведения оценки инновационной деятельности и ее перспектив. К ним относятся:
- Научно-технический и технологический потенциал стартапа. Он выступает отражением технологических решений, составляющих идею стартапа, и их соотношение с современными направлениями производственной деятельности, технологическими разработками в инновационной сфере. Уровень научно-технического развития стартапа отражает уровень новизны и зрелости технологии. Чем выше этот уровень, тем больше возможностей получения устойчивых рыночных позиций и конкурентных преимуществ. Важно оценить насколько перспективна данная технология или продукт, может ли он быть применен в конкретных условиях, при наличии определенных ограничений.
- Маркетинговые возможности стартапа. Здесь отражены перспективы сбыта инновационного продукта или услуги, технологий, технологических решений. Если стартап формирует детальный маркетинговый план, в котором отражаются стратегия ценообразования, план продаж и стратегия продвижения, то это дает проекту определенные преимущества: новый продукт или технология требует продвижения на рынок, донесения своей ценности и значимости до потенциального потребителя. Маркетинговый план составляется в целях оценки возможного объема продаж и денежного потока исходя из прогноза емкости рынка, поведения потребителей и подходу к стимулированию сбыта. Здесь, важное значение приобретает и оценка маркетингового потенциала. Она отражает актуальность и адекватность бизнес-идеи проекта. Оценка маркетингового потенциала позволяет прогнозировать шансы на успех, исходя из анализа соответствия выводимого на рынок продукта или технологии существующим или латентным потребностям рынка. Знание рынка играет здесь не последнюю роль. Оно необходимо для выбора оптимальных инструментов и методов продвижения.
- Оснащение технологиями. Здесь отражает доступность технологического оборудования для реализации инновационной деятельности. Как правило, стартапы являются субъектами малого предпринимательства и не имеют собственных производственных фондов. Оцениваются связи с производственной сферой, ресурсное обеспечение и возможности его получения, а также, просто возможности реализации инновационного проекта, идеи различными способами.
- Человеческий капитал. Здесь оценивается профессионализм организаторов инновационной деятельности, команды проекта. Оценке подлежат профессиональные и личностные качества. Уровень данного капитала является значимой характеристикой предпринимательского потенциала стартапа. От эффективного управления проектом, его организации, подготовки, во многом, зависит эффективность инновационной деятельности. Имеет значение и креативность мышления, творческий подход к делу всех специалистов, навыки критического мышления.
- Стоимостной потенциал стартап-проекта. Оценка производится на основе прогноза результатов финансово-хозяйственной деятельности стартапа по стадиям его жизненного цикла. Здесь составляются прогнозы сроков окупаемости, величины выручки и прибыли, рентабельности инновационной деятельности в принципе. Расчет ведется посредством применения тех же самых показателей, что и реализуется оценка иных инвестиционных вложений – чистый дисконтированных доход, норма доходности, рентабельность вложений и др. При этом критерии принятия решений должны быть дифференцированы по стадиям жизненного цикла стартапа с учетом отраслевой специфики и макроэкономической ситуации в целом.
Модель успешного стартапа в инновационной сфере
Модель реализации успешного стартап-проекта опирается на учет определенных факторов при разработке и реализации инновационной идеи. К ним относятся:
- Способности. Имеются в виду предпринимательские способности и навыки инновационного менеджмента лиц, реализующих стартап-проект. Рассматривается инициативность предпринимателя, его творческая ориентация, целеустремленность, решительность, движение к цели, открытость новому.
- Знания. Рассматривается просвещенность в сфере организации и ведения инновационного бизнеса и управления им, а также, умения практического использования своих знаний т.е. организации управления, составления планов и прогнозов.
- Установки. Они проявляется в виде используемых методов непосредственного управления, определяющих способ воздействия предпринимателя на команду и персонал стартапа.
- Мотивация. Основатель стартапа должен иметь определенные стимулы для реализации инновационного проекта. От вида данных стимулов зависит успех коммерциализации инновационных разработок.
- Рискованность. Риск – непосредственный спутник стартап-проекта, тем более, инновационного. Потому, умение идти на риск, работать над ним и принимать решения в условиях риска – ключевой фактор модели инновационного стартапа.
- Командная работа. Чтобы обеспечить эффективность реализации инновационного проекта, важна ориентированность всех его участников на результат.