Инновационный процесс – это процесс разработки инновационной идеи и ее преобразования в конечный продукт.
Инновационный процесс ориентирован на создание инновации независимо от ее конечной формы. Это может быть готовый продукт, наделенный новыми свойствами и параметрами или новая технология.
Инновационный процесс реализуется поэтапно. Он начинается с выдвижения идеи, проведения исследований, и завершается выведением итоговых результатов исследований на рынок.
Любая инновация имеет свой жизненный цикл, который состоит из трех основных компонентов:
- Период от начала разработки до выхода на рынок.
- Период от выхода на рынок до снятия с производства готового продукта.
- Период устаревания инновации, т. е. ее снятия с производства и до прекращения ее эксплуатации потребителями.
Основными этапами инновационного процесса являются:
- Проведение фундаментальных исследований.
- Осуществление прикладных исследований.
- Реализация опытно-конструкторских разработок.
- Производственный процесс.
- Вывод инновации на рынок и ее продвижение.
Проведение фундаментальных исследований
Процесс проведения фундаментальных исследований начинается с выдвижения инновационной идеи и ее разработке. Здесь требуется собрать все необходимые данные и систематизировать их.
Данный этап ориентирован на:
- осознание необходимости обновлений;
- оценку возможности обновлений и реализации конкретной инновационной идеи;
- исследование рынка, конкретной рыночной ниши и его конъюнктуры;
- открытие новых закономерностей развития хозяйствующего субъекта или иного субъекта инновационного процесса;
- генерирование перспективных идей и отбор наиболее актуальных для реализации.
Проведение фундаментальных исследований предполагает разделение деятельности на 2 части:
- Теоретическая часть. Она включает формирование новых научных подходов, теоретическую проработку идеи и вариантов ее реализации.
- Практическая часть. Она включает формирование новых принципов разработки технологий или продуктов, механизмов их реализации.
Осуществление прикладных исследований
Прикладные исследования ориентированы на определение способов применения результатов предыдущего этапа и их уточнение.
Их проведение может носить, как теоретический характер т.е. касаться разработки теоретических вопросов инновационной идеи, теоретических аспектов ее разработки, так и иметь экспериментальную направленность т.е. предполагать создание образцов нового продукта, технологии, способа деятельности, на которых проводятся испытания по применению.
В ходе данного этапа производятся следующие виды деятельности:
- Разработка лабораторных технологий и методов испытаний.
- Создание и проведение испытаний применения макетов и образцов новых изделий, оборудования, технологических решений.
- Расчетная деятельность т.е. формирование расчетов для оценки и последующей корректировки исследований.
- Отсеивание нерациональных идей.
- Формирование технического задания. Оно предполагает разработку последовательности технических операций, которые будут использованы в процессе создания инновационного продукта.
По итогам данного этапа создаются образцы инновационных продуктов, которые в дальнейшем прорабатываются, корректируются.
Реализация опытно-конструкторских разработок
На данном этапе производится создание новых образцов, которые проходят испытания практического применения и оцениваются на использование в конкретной области, производственной или иной сфере деятельности.
В ходе данного этапа осуществляется:
- формирование технического задания. Здесь, оно уточняется и приобретает четкий характер. В его состав входят принципы деятельности, структура конструкции, особенности конструирования, габариты, размеры, весовые параметры, функции, специфические черты и т. д.;
- технико-экономическое обоснование целесообразности создания конкретного продукта. Здесь требуется четкое обоснование его ценности, практического назначения и ожидаемых экономических выгод;
- формирование эскиза. Он представляет собой схематичное представление готового изделия и процесса его конструирования. Реализуется расчет основных эксплуатационных показателей и дается их оценка;
- формирование общего вида конструкции в целом и ее составных компонентов. Здесь все зависит от конкретного продукта и его структуры. Он может иметь один блок, а может иметь несколько, быть наделенным множеством деталей и компонентов или не иметь их;
- формирование пояснительной записки с технико-экономическим обоснованием и расчетом эксплуатационных издержек;
- проведение испытаний образца инновационного продукта.
Производственный процесс
Процесс производства представляет собой создание инновационного продукта посредством применения определенных технологий, организации производственной деятельности конкретного вида.
Производство осуществляется после полноты проведенных испытаний образца инновационного продукта. В ходе производственной деятельности реализуется:
- подготовка производственных мощностей;
- организация производственной деятельности;
- утверждение регламентов производства;
- подготовка и оценка эксплуатационных мероприятий.
Вывод инновации на рынок и ее продвижение
Эффективность данного этапа определяется разработанной системой маркетинга. Здесь реализуется повторный анализ рынка и перспектив вывода на него нового продукта.
Кроме того, проводится рассмотрение перспектив новинки, оценивается ожидаемая прибыль, проверяется соответствие стандартам. Далее разрабатывается оптимальная стратегия продвижения инновации на рынке. Здесь, важно оценить все риски и все факторы, которые влияют на успех инновации. Новшество должно получить признание потребителей, чтобы обеспечить отдачу от вложений в него и принесение конкретных экономических выгод в дальнейшем.