Понятие и основные признаки инновационной активности предприятий
Инновационная активность – это готовность и стремление к обновлению, модернизации, реструктуризации деятельности, внесению в нее инновационных компонентов в виде новых объектов, процессов, технологического оснащения, организации управления и информационного обеспечения деятельности.
Знание уровня инновационной активности предприятия и его конкурентов является необходимым условием в работе менеджера и консультанта.
В современных условиях глобализации и информатизации общества отмечается особая потребность в становлении отечественных предприятий на путь инновационного развития. Такое развитие, прежде всего, требует от хозяйствующих субъектов, проявления инновационной активности.
Основными характеристиками инновационной активности являются:
- Качество инновационной стратегии конкурентной борьбы. Как правило, введение инноваций в деятельность предприятия ориентировано на получение конкурентных преимуществ. При этом, инновационная деятельность должна реализовываться в сопоставлении с внешними условиями хозяйствования, внутренним потенциалом и возможностями. Чем качественнее стратегия конкурентного противостояния за счет инноваций, тем выше уровень инновационной активности предприятия.
- Уровень мобилизации инновационного потенциала. Здесь, оценивается, насколько предприятие стремиться раскрыть свой потенциал, реализовать его, какие методы и средства применяет в этом направлении. Сюда же относится и способность показать высокую компетенцию в процессе привлечения инновационного потенциала.
- Величина инвестиционной активности. Она оценивается на основании величины привлеченных инвестиционных ресурсов в деятельность предприятия. Умение привлекать оптимальное количество средств, распределять положительно сказывается на инновационном развитии предприятия.
- Используемые методы и уровень корпоративной культуры. Применение в ходе инновационной деятельности концепций и способов, ориентированных на достижение конкретных конкурентных преимуществ.
- Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности. Любой уровень активности (стратегический или тактический) должен согласовываться с состоянием внешней среды и внутренними возможностями организации.
- Темп разработки и реализации инновационной стратегии, т. е. частота внедрения инноваций отражает уровень инновационной активности.
Инновационная активность предприятия формируется и развивается под воздействием внешних и внутренних факторов.
К внешним факторам относятся все свойства внешнего окружения, инновационный климат конкретной территории и возможности привлечения инвестиций в инновационную сферу.
К внутренним факторам относятся характеристики внутренней деятельности хозяйствующего субъекта. Это и квалификация персонала, и реализуемые стратегии управления, используемые методики и технологии, подходы к построению кадровой, инвестиционной и инновационной политики предприятия.
Динамика инновационной активности российских организаций как реакция на вступление страны в ВТО
С 22 августа 2012 г. Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО), тем самым была достигнута цель, к которой страна шла более 18 лет. Данное вступление обеспечивает расширение внешних торговых отношений страны и ее положения на мировой арене.
Основные преобразования в предпринимательской сфере, которые стали следствием вступления страны в ВТО:
- изменение системы российского бухгалтерского учета. Он требует опоры на международные стандарты ведения финансовой отчетности;
- оптимизация производственных расходов за счет модернизации инфраструктурного обеспечения и внедрения новых технологий в деятельность предприятий;
- преобразование стратегических ориентиров управления хозяйствующими субъектами. Потребовалось изменение маркетинговых стратегий, стратегического планирования и информационной защиты данных;
- рост потребности в инновационном развитии отечественных компаний. Это обусловлено ростом конкуренции на рынке в связи с доступом на него большого количества иностранных компаний. В ряде отраслей промышленности инновационное развитие становится единственной возможностью сохранения рыночных позиций.
Здесь, следует отметить, что инновационное развитие страны в ходе вступления в ВТО перешло на новый уровень. Но достижение данного перехода стало возможным не за счет активного развития отечественных предприятия, их инновационного обновления, а за счет снижения импортных пошлин на наукоемкую продукцию. В промышленную сферу было внедрено большое количество технических и технологических средств импортного производства. В результате отечественные производители наукоемкого машиностроения теряют свои конкурентные позиции на рынке.
В настоящее время предпринимательский сектор РФ, по-прежнему, не имеет возможности составить достойную конкуренцию западному сектору. Высокий уровень коррупции, административные барьеры, налоговые нагрузки и прочие обременения не позволяют отечественным производителям бороться за место под солнцем европейского рынка. Развитие малого и среднего бизнеса, как основных субъектов инновационного предпринимательства, по-прежнему, реализуется слабо. Конечно устранение торговых барьеров и понижение таможенных пошлин, как следствие вступления в ВТО, обеспечивает рост товарооборота с зарубежными странами, рост инвестиционной привлекательности страны и ее положения в мировом хозяйстве. Но все это требует повышения инвестиционной активности национальных предприятий, которая характеризуется низким уровнем и несоответствием возможностям инновационного развития государства. Инновационная активность требует планомерной работы по ее повышению.