Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Диффузия инноваций: инновационные роли предприятий

Замечание 1

Диффузия инноваций – это процесс распространения инноваций, которые уже имеют практику применения в иных сферах, направлениях и областях деятельности, на новые рынки, новую аудиторию потребителей.

Процесс диффузии инноваций протекает по определенным закономерностям и принципам. В ходе него осуществляется массовое распространение знаний, практических навыков, получивших материальное выражение в форме новых технологий и продуктов.

Диффузия инноваций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Диффузия инноваций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Факторы, влияющие на процесс диффузии инноваций

Диффузия инноваций охватывает несколько этапов жизненного цикла инноваций. Прежде всего, это выведение нового продукта на рынок или включение его в новую сферу, новое направление деятельности. Данный этап занимает период до полноценного насыщения рыночного сегмента новым продуктом т.е. полной адаптации рынка, рыночной ниши и потребителей к нему. Процесс диффузии инноваций, как правило, реализуется маркетинговой службой хозяйствующего субъекта. Маркетолог заинтересован в быстром распространении своей инновации, в том числе с целью опережения конкурирующих продуктов и марок.

На реализацию диффузионного процесса оказывают воздействие следующие факторы:

  1. Демографический тип группы потенциальных потребителей инновационной продукции или услуг. Если группа состоит из молодого поколения, которое характеризуется готовностью к новшествам, то процесс диффузии инновации будет реализован более быстро. Если же группа состоит из потребителей более старшего возраста, традиционного уклада жизни, то и диффузия будет более длительной.
  2. Количество участников решения о покупке. Чем меньше индивидуумов вовлечено в процесс принятия решения, тем скорее оно будет принято. Коллективный характер решения замедляет диффузию. Это обуславливает более быстрые темпы распространения инноваций индивидуального характера и более медленное их распространение, ориентированное на конкретную группу потребителей. Можно, также, сказать, что чем уже рыночная ниша, тем быстрее протекает процесс диффузии инноваций.
  3. Интенсивность маркетинговых усилий. Диффузия непосредственно связана с маркетинговой стратегией хозяйствующего субъекта. Чем более детальнее она проработана, включает в свой состав комплекс проверенных инструментов, тем быстрее будет реализована диффузия.
  4. Ориентация на значимые потребности рынка. При разработке инновации имеет значение актуальность ее включения в практику хозяйственной деятельности. потребность в инновациях определенного вида должна ощущаться той группой потребителей, на которую она ориентирована. Это требует проведения предварительных исследований рынка: текущего спроса, интересов и потребностей потребителей, оценки полезности инновации.
  5. Ориентация на конкретные ценности, верованиям, интересы потребителей. Если новый продукт отвечает им, то процесс адаптации к новшествам проходит более быстрыми темпами и более просто.
  6. Наличие реального преимущества. Инновация является более совершенной технологией, продуктом, наделенным улучшенными качествами и характеристиками. Если инновация обеспечивает получение преимущества в сравнении с существующими решениями, продуктами, то ее распространение осуществляется более быстрыми темпами.
  7. Простота использования инновации. Чем проще применение инновационного продукта или технологии, тем быстрее протекает привыкание к нему. Зачастую, инновационные технологии не могут быть упрощены в своей практическом применении. Для этих целей компаниями-разработчиками создаются инструкции, обучающие курсы, обеспечивающие более быстрое освоение практического применения инновации.
  8. Представление результатов использования инноваций. Обозримость применения инновационной продукции, предоставление пробных версий продуктов упрощает процесс приспособления к инновациям и повышает темпы диффузии инноваций.
  9. Риски практического применения инновации. Больший уровень риска обуславливает сложность и длительность адаптации к инновации.
«Диффузия инноваций: инновационные роли предприятий» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Таким образом, диффузия инноваций базируется на разработке маркетинговой стратегии. Здесь, особая роль отводится проведению маркетингового анализа. Его результаты позволяют разработать действительно новые решения по усовершенствованию продукта или созданию неизвестного ранее объекта. Значение имеют факторы спроса, показатели рыночной конъюнктуры, интересы потребителей. Неинтересное новшество не обеспечит его распространение на рынке и адаптацию к нему потребителей. Оно, попросту, не будет востребованным.

Стратегия инновационного развития предприятия

Инновационное развитие предприятий в современных условиях является актуальным направлением повышения его конкурентоспособности и максимизации прибыли. В этой связи, в ориентации на инновационное развитие, функционируют большинство предприятий. Процесс диффузии инноваций, составляет важных этап инновационного развития хозяйствующего субъекта.

При реализации диффузии, актуальна разработка инновационной стратегии, включающей в свой состав следующие направления деятельности:

  1. Формирование внутренней инновационной активности хозяйствующего субъекта. Такая активность начинается с формирования системы инновационного менеджмента.
  2. Непрерывность инновационных разработок. Инновационные разработки должны носить постоянный, системный характер проведения. Программный метод осуществления инновационных разработок наиболее актуален в данном случае.
  3. Формирование инновационной команды. Это может быть реализовано путем создания специального отдела, который занимается разработками, подразделения НИОКР или выделения группы специалистов разных областей, занимающихся разработками инноваций и проведением экспериментальных исследований по их практическому применению.
  4. Разработка маркетинговой стратегии, актуальной для продвижения инновационного продукта.

Управление компанией должно осуществляться так, чтобы персонал воспринимал инновацию не как угрозу, а как достаточно благоприятную возможность.

Дата написания статьи: 16.01.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot