Понятие и основные характеристики инновационной позиции организации
Инновационная позиция организации – это комплексный экономический показатель, отражающий ее отношение к инновациям, ориентацию на их внедрение в хозяйственную практику и стремление к коммерциализации инновационных идей, исходя из условий хозяйствования, внутреннего потенциала и внешних возможностей
Инновационная позиция оценивается на основании факторов внешнего и внутреннего воздействия на хозяйственную деятельность.
Инновационная позиция хозяйствующего субъекта отражает его положение в инновационной сфере.
Инновационная позиция организации формируется на основании инновационного потенциала, которым она располагает.
Инновационный потенциал – это уровень способности хозяйствующего субъекта к выполнению задач, ориентированных на инновационное развитие, инновационную реструктуризацию.
Чем выше уровень инновационного потенциала организации, тем успешнее организация, тем выше уровень ее общего развития и наличие больших возможностей профилактики кризисных ситуаций. Инновационный потенциал предприятия определяется как техническими факторами, так и управленческими.
Уровень инновационного потенциала формируется под воздействием следующих факторов:
- Собственные внутренние возможности хозяйствующего субъекта. Здесь учитываются целевые ориентиры инновационного развития, уровень инновационного риска, наличие определенного вида ресурсов для совершения инновационных преобразований, реализации инновационных проектов.
- Факторы внутренней среды. Они выступают отражением возможностей самого предприятия, его системы управления, планирования и прогнозирования, уровня технического обеспечения различных процессов, системы коммуникативного взаимодействия с иными сферами.
- Факторы внешней среды. Они отражают текущие и перспективные условия реализации хозяйственной деятельности, уровень инновационного развития конкретного региона, отрасли, страны, конкурентные позиции, охват определенной рыночной ниши, сегмента и т. д.
Инновационный потенциал расширяется за счет расширения производственной базы, укрепления рыночных позиций, снижения себестоимости деятельности, роста производительности, ориентации на потребительские предпочтения и потребности и, естественно, роста научных основ организации деятельности, повышения научно-технического состава специалистов.
SWOT-анализ как основной инструмент оценки инновационной позиции организации
SWOT-анализ ориентирован на оценку инновационного потенциала путем выявления уровня инновационного потенциала и внешних возможностей инновационного развития.
Его название представляет собой аббревиатуру: S – strength (сила); W – weakness (слабость); O – opportunity (возможность); T – threat (угроза).
SWOT-анализ применяется организациями при разработке стратегии ее деятельности на перспективу. При формировании стратегических ориентиров инновационного развития формирование SWOT-матрицы, как нельзя лучше, позволяет оценить инновационные возможности и перспективы хозяйствующего субъекта. Он позволяет оценить все внутренние и внешние факторы развития организации, степень их положительного и отрицательного воздействия, посредством разделения всех показателей на 4 группы:
- Положительные стороны.
- Отрицательные стороны.
- Возможности.
- Угрозы.
Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию, давая ясную и четкую картину текущей ситуации и параметров функционирования. Это позволяет принимать взвешенные решения, касающиеся развития предприятия. Данные анализа формируются в виде таблицы. Таблица SWOT-анализа и выявленные альтернативные стратегические задачи необходимы для дальнейшего анализа, выбора стратегии развития предприятия и выбора предпочтительной маркетинговой стратегии. SWOT - анализ дает понимание того, что стратегия должна как можно лучше сочетать внутренние возможности предприятия и внешнюю ситуацию.
Таким образом, происходит анализ инновационной позиции организации на основании рассмотрения четырех групп ситуаций:
- Поле SO – «сила-возможности». Здесь, отражаются все инновационные возможности хозяйствующего субъекта, его сильные стороны в данной области. Это может быть наличие инновационных идей, актуальных для практического воплощения, наличие научно-технических наработок, уровень квалификации персонала и т. д. В любом случае в этом квадранте отражается то, что не требует изменение и благоприятно сказывается на инновационном развитии.
- Поле ST – «сила-угрозы». В нем отражены все показатели инновационного климата, которые создают препятствия использованию сильных сторон инновационного развития и ограничивают его полноту. В этом случае разрабатываются специальные методы сохранения сильных сторон, пути противодействия препятствиям.
- Поле WO – «слабость-возможности». В данном поле рассматриваются возможности внешнего окружения, которые обеспечивают воздействие на слабые стороны. На основе данных рассматриваются пути повышения инновационного потенциала организации и ее ориентации на инновационный путь развития.
- Поле WT – «слабость-угрозы». В данном квадранте реализуется рассмотрение слабых сторон и угроз деятельности, рисков, которые требуют проведения кардинальных преобразований в целях создания плацдарма инновационной деятельности.
Формирование связей и зависимостей между сильными и слабыми сторонами, угрозами и возможностями развития обеспечивает разработку более эффективных стратегических планов инновационной деятельности. Анализ ориентирован на оценку качественных характеристик инновационной деятельности и определение инновационной позиции хозяйствующего субъекта. Также, определяются инновационные возможности деятельности в конкретных условиях, в определенных макроэкономических реалиях и динамике рыночной конъюнктуры.