Теория информационных процессов и систем — это теория формирования и функционирования систем, которые реализуют или поддерживают информационные процессы.
Введение
Любые процессы в окружающей действительности должны сопровождаться сигналами, которые можно наблюдать, измерять или фиксировать. При этом могут появляться и регистрироваться новые сигналы, что означает образование данных. Данными является совокупность зарегистрированных сигналов.
Данные могут нести в себе информацию о событии, произошедшем в материальном мире, так как они выступают как регистрация сигналов, появившихся в результате этих событий. Следует подчеркнуть, что данные не могут считаться тождественным информации. Для того чтобы данные смогли предоставить информацию требуется наличие методов обработки данных. Таким образом, информацией является продукт взаимодействия данных и адекватных им методик.
Информация представляет собой набор обработанных данных, а данными является набор зарегистрированных сигналов. Это означает, что информация может считаться определенной материальной величиной, которую можно получить, сохранять, транслировать, обрабатывать и воспроизводить. Все вышеназванные возможности работы с информацией считаются главными составляющими информационного процесса.
Теория информационных процессов и систем
Информационным процессом считается любой процесс, в котором имеется хотя бы один из таких компонентов, как получение информации, ее сохранение, обработка, трансляция, воспроизведение. Информационной системой является любая система, которая реализует или поддерживает информационный процесс.
К информационным следует отнести каждую систему, которая включает в себя информационную обработку. Сегодня главным помощником людей при работе с информацией может считаться компьютерное оборудование, поэтому именно его следует рассматривать как источник, способ изменения и хранения информационных систем. А в качестве информационной системы следует рассматривать компьютерное программное обеспечение.
В зависимости от предметной сферы информационные системы довольно существенно отличаются по своему функциональному набору, архитектуре, а также реализации. Тем не менее имеется ряд свойств, которые могут считаться общими:
- Предназначением информационных систем является организация и поддержка информационных процессов, поэтому в основании любой такой системы заложена среда хранения и доступа к информации.
- Информационные системы ориентированы, как правило, на конечного пользователя, который не обладает высокой квалификацией в сфере вычислительной техники. По этой причине клиентские программные приложения информационной системы обязаны иметь простой, удобный, легко осваиваемый интерфейс.
Таким образом, при проектировании информационных систем специалисты должны решить следующие главные задачи:
- Осуществление разработки базы данных, которая предназначена для хранения информации.
- Осуществление разработки графического интерфейса пользователя клиентских приложений.
Практически все информационные системы функционируют в режиме диалога с пользователем. В самом общем варианте стандартные программные элементы, которые входят в состав информационной системы, должны реализовать:
- Режим диалогового ввода и вывода данных.
- Структурную организацию логики диалога.
- Организацию прикладной логики обработки данных.
- Организацию логики управления данными.
- Процедуры манипулирования файлами и (или) базами данных.
Информационные системы могут быть классифицированы по различным признакам. Классификация по масштабу информационных систем предполагает подразделение на следующие группы:
- Группа одиночных информационных систем.
- Групповые информационные системы.
- Группа корпоративных информационных систем.
Одиночные информационные системы должны быть реализованы, как правило, на автономных персональных компьютерах, то есть, без использования сети. Такие системы могут содержать ряд простых приложений, которые связаны при помощи общего информационного фонда, и рассчитаны на работу одного пользователя или группы пользователей, делящих во времени одно общее рабочее место. Такие приложения могут создаваться при помощи так называемых настольных, или локальных, систем управления базами данных (СУБД). Из локальных СУБД самыми известными считаются Clarion, Clipper, FoxPro, Paradox, dBase и Microsoft Access.
Групповые информационные системы предназначены для коллективного использования информации специалистами рабочей группы и, как правило, формируются на основе локальных вычислительных сетей. При создании подобных приложений могут использоваться серверы баз данных, именуемые также серверами SQL (Structured Query Language, то есть, структурированного языка запросов) для рабочих групп. Известно достаточно большое число разных SQL-серверов как коммерческих, так и свободно распространяемых. К наиболее известным следует отнести такие серверы баз данных, как Oracle, DB2, Microsoft SQL Server, InterBase, Sybase, Informix.
Корпоративные информационные системы представляют собой развитие систем для рабочих групп. Они предназначены для крупных компаний и способны поддерживать территориально разнесенные узлы или сети. Как правило, они обладают иерархической структурой, состоящей из нескольких уровней. Для подобных систем является характерной архитектура клиент-сервер со специализацией серверов или же многоуровневая архитектура. При проектировании данных систем могут быть использованы такие же серверы баз данных, что и при проектировании групповых информационных систем. Тем не менее в крупных информационных системах самое большее распространение получили серверы Oracle, DB2 и Microsoft SQL Server.
По области использования информационные системы делятся на следующие группы:
- Системы обработки транзакций (протоколов).
- Системы поддержки принятия решений.