Изучение информатики в 9 классе в рамках разделов школьного курса
Курс школьной информатики может быть разбит на три раздела:
- введение в предмет;
- алгоритмы, основы программирования;
- информационно-коммуникационные технологии.
В 9 классе изучаются темы всех этих разделов. При составлении учебной программы следует иметь в виду, что 9-й класс для многих школьников является выпускным. По его окончании подростки продолжают учебу в средних специальных учебных заведениях или приступают к самостоятельной трудовой деятельности. Поэтому под словом "ученик" здесь следует подразумевать и "выпускник".
Раздел "Введение в информатику".
Преподаваемые знания и навыки:
- умение кодировать и декодировать по заданным алгоритмам;
- умение измерять количества информации;
- умение оперировать логическими выражения (И, ИЛИ, НЕ);
- умение анализировать таблицы, диаграммы, графики;
- умение создавать информационные модели с компьютерных средств.
Раздел "Алгоритмы и начала программирования".
Преподаваемые знания и навыки:
- алгоритм и его применение;
- понятия "следование", "цикл", "ветвление";
- термины "исполнитель", "система команд исполнителя", "среда исполнителя";
- знать, что такое линейный алгоритм с заданной системой команд для формального исполнителя;
- составлять линейные алгоритмы с ограниченным числом команд;
- научиться исполнять алгоритмы, записанные на естественном языке;
- научиться исполнять записанные на алгоритмическом языке линейные алгоритмы, а также алгоритмы с ветвлениями;
- понимать записи алгоритмов, содержащих параметрические и условные циклы;
- анализировать значения переменных при исполнении и завершении циклических алгоритмов;
- программировать для компьютера алгоритмы с базовыми алгоритмическими конструкциями.
Раздел "Информационные и коммуникационные технологии".
Преподаваемые знания и навыки:
- знание назначения и характеристик основных узлов компьютера;
- знание структуры программного обеспечения (ПО) компьютеров;
- выбирать ПО для решения конкретных задач;
- уметь обращаться с файловой системой;
- уметь создавать простые текстовые документы;
- использовать базовые приёмы работы с электронными таблицами, работать с их формулами;
- уметь строить диаграммы на основе данных электронных таблиц.
- производить поиск в базах данных;
- знать основы организации компьютерных сетей;
- находить информацию в Интернете;
- уметь создавать электронные презентации.
Тематика учебного плана предмета «Информатика» для 9 класса
Учебный план должен содержать тематику преподавания в хронологическом порядке. Учебную программу по информатике для 9 класса можно построить по следующему плану:
На вводном занятии (1 учебный час) излагаются цели изучения информатики, правила техники безопасности и организации рабочего места.
Теме "Моделирование и формализация" уделяется 8 часов учебного времени (3 теоретических занятия, 5 практических). В рамках ее изучения рассматриваются:
- понятия натурной и информационной моделей; математические, физические биологические и др. модели; информационные модели и их виды;
- списки, деревья, графы; применение их в моделировании.
- компьютерное моделирование: построение математической модели, ее реализация на языке программирования, экспериментирование на компьютере, анализ и уточнение.
- реляционные базы данных и системы управления ими; создание, удаление и изменение записей, поиск и сортировка.
Рисунок 1. Слайд презентации для урока по теме "Моделирование и формализация". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Тема "Алгоритмизация и программирование" занимает 8 часов (3 теоретических занятия, 5 практических). В ходе ее освоения можно использовать электронные таблицы и простые языки программирования. Рассматривается следующий учебный материал:
- знакомство с таблицами и массивами; заполнение массива и его вывод на монитор; сортировка.
- программирование алгоритмов; процедуры и функции как вспомогательные алгоритмы;
- решение задач на выбранном языке программирования, организация среды разработки.
Рисунок 2. Слайд презентации для урока по теме "Алгоритмы". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Теме "Обработка числовой информации в электронных таблицах" уделяется 6 часов (1 теоретический, 5 практических). Преподаются знания и умения:
- типы данных и заполнение ячеек;
- формулы в ячейках;
- ссылки на ячейки;
- построение диаграмм;
- упорядочивание данных.
Рисунок 3. Слайд презентации для урока по теме "Электронные таблицы". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Тема "Коммуникационные технологии" становится всё более важной, поэтому ее изучению отводится не менее 10 часов (5 теоретических, 5 практических). В ходе ее изучения рассматриваются:
- компьютерные сети, в т. ч. Интернет;
- сетевые сервисы: электронная почта, мессенджеры, веб; изучение Всемирной паутины подразумевает рассмотрение файловых архивов, онлайн энциклопедий;
- поиск информации в файловой системе компьютера, базах данных, сетях; поисковые системы, запросы с уточняющими признаками;
- анализ достоверности информации: оценка надежности ее происхождения, сопоставление информации от разных источников; способы доказательства подлинности информации: электронная подпись, электронные сертификаты и др.;
- социальная информатика (информационно-коммуникационные технологии в жизни общества);
- история развития ИКТ;
- информационная безопасность на уровне человека и общества: защита от несанкционированного доступа; вирусы и антивирусы; правовые и этические аспекты использования ПО в Интернете; негативные последствия от непродуманного применения информационных технологий.
Последние 2 урока информатики в учебном году можно посвятить закреплению пройденного и подведению итогов. Таким образом, на курс информатики в 9 классе отводится 35 часов. Это количество может варьироваться в зависимости от специфики учебного заведения.