Цели и задачи курса информатики в 11 классе
Цель изучения информатики в 11 классе на базовом уровне среднего общего образования — развитие информационных компетенций учащихся, подготовка их к жизнедеятельности в условиях информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда. Повышенное внимание должно уделяться роли самостоятельной работы. Тестовые задания следует использовать для закрепления ранее изученного материала и самоконтроля.
11 класс является выпускным, поэтому курс информатики на этом этапе обучения должен опираться на знания и умения, сформированные в 6–10 классах.
Изучение предмета в 11 классах должно обеспечить:
- полноту представлений о роли информационных и коммуникационных технологий в обществе;
- развитость логического и алгоритмического мышления;
- сформированность навыков делать оценочные выводы, проверять на достоверность и обобщать информацию;
- распознавание экономического, политического, социального, культурного, природного, эргономического, юридического, медицинского контекстов информационных технологий;
- понимание этических аспектов информационных технологий, ответственности, возникающей в процессе использования информационных систем, распространения информации.
Внимание следует уделить также межпредметным связям: применимости методов информатики к алгебре, геометрии, физике, химии, биологии и другим изучаемым предметам.
Рисунок 1. Межпредметные связи информатики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Тематика занятий по информатике в 11 классе
Раздел "Методы представления компьютерной информации" предлагается к изучению как закрепление и углубление пройденного в предыдущих классах. В ходе его изучения рассматриваются такие темы, как
- кодирование информации, в том числе двоичное кодирование в компьютере;
- системы счисления и перевод чисел в позиционных системах счисления (из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную, и наоборот);
- арифметические операции в системах счисления, отличных от десятичной;
- представление чисел в памяти компьютера;
- кодирование текста в памяти компьютера;
- аналоговый и дискретный методы кодирования изображений и звука;
- хранение информации.
Раздел "Технологии обмена информацией в компьютерных сетях" является новым для 11-классников. В ходе его изучения затрагиваются такие темы, как
- передача информации;
- локальные компьютерные сети;
- глобальная сеть Интернет (адресация, протокол передачи данных TCP/IP, подключение к Интернету по коммутируемым телефонным каналам);
- сервисы Интернета (электронная почта, Всемирная паутина, облачные хранилища);
- поиск информации в Интернете;
- интерактивное общение в Интернете;
- мультимедийные технологии в Интернете;
- электронная коммерция.
Сетевые технологии". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 2. Тест по теме "Сетевые технологии". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основы социальной информатики в 11 классе
Повышенное внимание при изучении информатики в 11 классе следует уделить социальным аспектам работы с компьютером и компьютерными сетями. Во-первых, это диктуется тем, что вступающие в послешкольную жизнь выпускники вскоре станут полноценными гражданами, которым придется нести ответственность за свою жизнедеятельность, в том числе в информационном пространстве. Во-вторых, количество опасностей и проблем, связанных с Интернетом и информацией, становится всё больше по мере увеличения компьютерной активности в мире.
Прежде всего следует ознакомить старшеклассников законодательством Российской Федерации, регламентирующей деятельность в компьютерных сетях (в том числе доступ органов внутренних дел страны к личной информации пользователей, размещенной в социальных сетях), разновидностями угроз, проистекающих из социальных сетей, мессенджеров, юридическими последствиями использования нелицензионного программного обеспечения и нарушения авторских прав и т.п.
Выпускников стоит также ознакомить с информационной этикой, которая рассматривает технические, моральные, юридические, социальные, политические и философские проблемы, связанные с использованием Интернета и компьютеров:
- разработку моральных норм для компьютерных профессиональных сообществ и пользователей;
- защиту прав собственности, авторских прав, права на личную свободу, свободу слова применительно к информационным технологиям;
- профилактику компьютерных преступлений.
В целом нормы компьютерной этики сводятся к следующим позициям:
- Не использовать компьютер во вред.
- Не создавать препятствий для пользователей компьютерных сетей.
- Не пользоваться ресурсами, не имеющими статуса открытых для всеобщего доступа.
- Не использовать компьютер для преступной деятельности, а также для распространения заведомо ложной информации.
- Не использовать программное обеспечение, добытое преступным путем.
- Не присваивать чужую интеллектуальную собственность.
- Не использовать оборудование и сетевые ресурсы без разрешения владельцев.
- Предусматривать общественные разработки информационных систем.
- Использовать компьютер с предупредительностью и уважением к другим людям.
Рисунок 3. Задание по социальной информатике. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ