Технологии искусственного интеллекта в управлении — это использование интеллектуальных систем, способных исполнять совокупность творческих функций, традиционно считающиеся прерогативой человека, в процессах управления.
Введение
На сегодняшнем этапе цифровизации государственного управления, возрастания объемов данных, сбор и анализ которых положены в основу процессов цифровизации, необходим переход к более совершенному набору средств обработки информации, обеспечивающему исполнение государственными органами своих функций и задач, включая практику оказания государственных услуг. Инструментальный набор искусственного интеллекта основан на использовании принципов и подходов, аналогичных человеческому интеллекту.
Это позволяет в автоматическом режиме обрабатывать большие информационные объемы, что способно обеспечить более оперативное и релевантное решение задач по управлению, включая и управление на государственном уровне. Это является очень важным в связи с тем, что технологии искусственного интеллекта постоянно усовершенствуются и имеют значительный инновационный потенциал в области дальнейшего совершенствования государственного управления.
Принимая во внимание тот факт, что технологии искусственного интеллекта с каждым годом все сильнее проникают в жизнь отдельных людей и общества в целом, проблема внедрения технологий искусственного интеллекта в сферу государственного управления становится все более актуальной. При их помощи уже сегодня возможно решать много типовых задач, стоящих перед государственными служащими, или значительно упростить исполнение рутинных операций. А если игнорировать возможности искусственного интеллекта, то это может повысить риски отставания практики государственного управления от требований цифровой эпохи. В перспективе технологии искусственного интеллекта смогут обеспечить эффективное решение всего комплекса задач в государственном управлении, и прежде всего, в процессе выработки и принятия управленческих решений.
Технологии искусственного интеллекта в управлении
Применение технологий искусственного интеллекта в управлении предусматривает использование:
- аппаратно-реализованных искусственных когнитивных систем и искусственных саморазвивающихся и адаптирующихся систем анализа обстановки, разработки и принятия прикладных решений в реальном масштабе времени;
- интеллектуальных средства управления сложными процессами и проектами;
- сложных и сверхсложных много сценарных алгоритмов, для того чтобы обеспечить процессы государственного управления;
- технологии обработки и интеллектуального анализа и обработки больших и сверхбольших информационных массивов с целью экспертно-аналитического и контрольно-учетного обеспечения процесса государственного управления;
- сложного и сверхсложного прогностического сценарного моделирования (сценарного планирования), а также моделирования в условиях существенной неопределенности;
- оперативного мониторинга, оценки, «взвешивания» и ранжирования массивов рисков в государственном управлении.
Если обобщить возможности существующих технологий искусственного интеллекта применительно к текущим потребностям цифровизации государственного управления, то необходимо отметить, что самым актуальным и востребованным направлением использования возможностей искусственного интеллекта может считаться решение обширного круга административных задач, которые связаны с практикой оказания государственных услуг гражданам и организациям.
Кроме того, искусственный интеллект можно использовать в практике активного оказания ряда государственных услуг в границах определенной жизненной ситуации гражданина, предоставления оперативных и релевантных ответов гражданам на их запросы, при выявлении и прогнозировании потребностей отдельных лиц и групп населения, а также при формировании планов эффективного применения ресурсов.
Искусственный интеллект в государственном управлении можно использовать для оказания содействия государственным служащим при организации и выполнении государственных закупок, повышении уровня эффективности работы налоговой системы. Кроме достижения целевых показателей функционирования разных государственных учреждений, технологии искусственного интеллекта могут позволить предотвратить использование «серых» схем в области государственных закупок и налогообложения, снизить вероятность организовать преступные сговоры и вскрыть факты мошенничества на государственной службе.
Итоговым результатом использования подобных технологий может стать непрерывное снижение уровня коррупции в системе государственного управления, и, как следствие, увеличение эффективности работы самой государственной системы. Сегодня эффективность государственного и муниципального управления в Российской Федерации в значительной степени определяется соотношением итоговой результативности и ресурсоемкости вырабатываемых управленческих решений на каждом уровне государственного управления. Тем не менее, если отсутствует должная согласованность и недостаточно эффективны механизмы взаимодействия между уровнями государственного управления, то эти факторы не могут позволить системе государственного управления работать как единый механизм, который способен с необходимыми темпами решить поставленные политическими руководителями государства задачи. Это делает вопросы применения технологий искусственного интеллекта еще более актуальными.
Для решения этих проблем в России на уровне стратегического планирования предусматриваются меры, которые направлены на стимулирование развития цифровых технологий, в том числе и технологий искусственного интеллекта, а также их использования в разных секторах экономики.