Судоку — это головоломка с числами, иначе ее называют «магический квадрат».
Введение
Судоку представляет собой головоломку с числами. Другим названием судоку является «магический квадрат», что следует признать неверным, поскольку судоку считается латинским квадратом девятого порядка. Судоку постоянно печатают в разных газетах и журналах, а специальные сборники судоку выходят значительными тиражами. Все это свидетельствует о том, что судоку является популярным видом досуга.
При желании судоку можно без регистрации скачать в формате pdf в отличном качестве, распечатать на принтере шесть таблиц на одном листе бумаги формата A4 и поиграть в кроссворд судоку. Судоку в бесплатных сборниках для скачивания обладают разным уровнем сложности, а именно:
- Легкий уровень сложности.
- Простой уровень сложности.
- Средний уровень сложности.
- Повышенный уровень сложности.
Судоку — это головоломка с числами
Игровое поле судоку может быть представлено как квадрат, имеющий размер 9×9 клеток и разделенный на более маленькие квадраты со сторонами в три клетки. Это означает, что игровое поле имеет в своем составе восемьдесят одну клетку. В этих клетках уже при начале игры в отдельных клетках проставлены определенные числа от единицы до девяти, именуемые подсказками. Пользователю необходимо заполнить свободные клетки цифрами от единицы до девяти таким образом, чтобы во всех строчках, во всех столбцах и в каждом малом квадрате, размером три на три, все цифры встречались бы только по одному разу.
Сложность судоку определяется количеством первоначально заполненных клеток и методами, которые следует использовать для его решения. Наиболее простые судоку могут решаться дедуктивным методом, то есть, в любом случае имеется хотя бы одна клетка, куда может подходить лишь одно число. Решение некоторых головоломок судоку может занять всего несколько минут, но есть и такие, на решение которых может потребоваться не один час.
Верно сформированная головоломка судоку обладает всего одним решением. Однако на отдельных сайтах в интернете в качестве более сложных головоломок пользователям могут быть предложены версии судоку, имеющие несколько вариантов решения, а также с возможными разветвлениями самого процесса решения.
В восемнадцатом веке Леонард Эйлер создал игру «Carre latin», что означает «Латинский квадрат». На базе этой игры в семидесятых годах двадцатого века в Северной Америке были придуманы другие числовые головоломки. Например, в Соединенных Штатах игра судоку изначально была представлена в 1979-ом году в журнале «Dell Puzzle Magazine». В то время она носила название «Number Place». Но всемирную известность судоку приобрело в восьмидесятых годах прошлого века, когда японский журнал «Nikoli» стал постоянно выкладывать на своих страницах данную головоломку. Сегодня судоку является обязательным компонентом многих газет и журналов. Среди них имеются издания, обладающие многомиллионными тиражами, к примеру, такие как, немецкая газета «Die Zeit», австрийская «Der Standard». В Российской Федерации судоку тоже печатают многих газетах, журналах и в специализированных сборниках.
В течение длительного времени оставался открытым вопрос о самом маленьком числе подсказок, требуемых для правильного решения судоку. Например, не было доказано, может ли существовать однозначно решаемый судоку, имеющий шестнадцать подсказок. Проект распределенных вычислений Sudoku@vtaiwan на платформе BOINC осуществлял поиск такого судоку, и, наконец, в начале 2012-го года было получено доказательство того факта, что однозначно решаемых судоку, обладающих шестнадцатью подсказками, просто не может существовать.
Лучшим методом решения судоку считается запись чисел, являющихся кандидатами на достоверность, в вершину левого угла ячейки, а далее вычеркивание невозможных по правилам игры чисел из данной ячейки. В итоге появится возможность определить именно те числа, которые должны располагаться в данной ячейке. Согласно мнению большинства специалистов, при игре в судоку не следует торопиться, поскольку это, по своей сути, расслабляющая игра.
Вначале следует изучить ряды, столбцы и блоки, размером три на три, с наиболее заполненными квадратами, поскольку легче найти решение задачи с меньшим количеством вероятных вариантов. Пользователю при заполнении ячейки необходимо проверить столбец, ряд и блок три на три, и удостовериться в том, что вписываемое в квадратик число не имеет в них дублей.
Когда в судоку остается несколько открытых ячеек в блоке три на три и лишь одна ячейка может подойти для данного числа, то как раз это число и нужно вписать в эту ячейку.
Если в одном столбце, строке, или блоке три на три, три каких-либо ячейки обладают числами, являющимися кандидатами, {1,2; 1,2; 1,3}, то числом для третьей ячейки следует выбрать тройку. Поскольку, если бы это была единица, то в одной из первых двух ячеек была бы двойка, а в другой не было бы ничего, но такой вариант невозможен, так как по условиям головоломки все клетки обязательно подлежат заполнению.
Существует известная стратегия, которая используется, для того чтобы увеличить скорость решения головоломки. Она состоит в том, что надо выбрать число, которое было найдено для большинства строк, столбцов или блоков три на три в судоку. Для всех блоков три на три, которые не содержат данное число, следует найти другие блоки три на три в том же самом ряду и столбце блоков три на три, которые содержат это «самое решенное число» и в решаемом блоке, следует исключить места, где это число, не может быть вписано в ячейку.