Система счисления – это способ записи чисел с помощью письменных знаков.
Операция сложения в разных системах счисления
Операция сложения в десятичной системе счисления давно известна каждому школьнику. Большие числа удобно суммировать в столбик. Например:
Рисунок 1. Сложение в столбик. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основное, что нужно помнить это разрядность систем счисления. Необходимо освежить в памяти алфавит системы счисления и все операции окажутся лёгкими и простыми.
Сложение в двоичной системе счисления выполняется абсолютно аналогично десятичной системе. Рассмотрим конкретный пример:
Рисунок 2. Сложение в столбик. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Самое основное — это нужно помнить, что в двоичной системе счисления используются всего два значения, а именно нуль и единица. Это означает, что сложение двух единиц даёт в сумме нуль в текущем разряде и единицу переноса в следующий разряд. В приведённом выше примере действия выполняются в следующем порядке:
- Операция сложения начинается с младшего разряда, то есть справ налево. Нуль плюс нуль равен нулю, то есть пишем нуль в младшем разряде и выполняем переход на следующий разряд.
- Суммируем один плюс один, получаем два. Но это основание системы счисления, поэтому в этом разряде пишем ноль, а единица переносится в следующий разряд.
- В данном разряде нужно сложить три единицы, что в сумме даёт тройку, что также недопустимо. Вычитаем из трёх основание системы счисления, то есть два и получаем единицу. То есть в данном разряде пишется единица и единица переносится в следующий разряд.
- Суммируем две единицы и снова сумма равна двум, что означает запись нуля в данном разряде и перенос единицы в следующий разряд.
- Получаем итоговый результат: 10100.
Далее рассмотрим операцию сложения в восьмеричной системе счисления. Рассмотрим конкретный пример:
Рисунок 3. Сложение в столбик. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Действия выполняются в следующем порядке:
- Выполняем суммирование младших разрядов, то есть четыре плюс три равняется семи.
- Далее выполняется суммирование следующего разряда, а именно пять плюс четыре равно девяти. Вычитаем из девяти основание системы счисления, то есть восемь, и получаем единицу в этом разряде и единицу переноса в следующий.
- Выполняем суммирование текущего разряда, три плюс семь равно одиннадцати. Вычитаем основание восемь, результат равен трём и единица переноса в следующий разряд.
- Суммируем шесть и один, что даёт в итоге семь.
- Итоговый результат получается 7317.
Рассмотрим конкретный пример сложения в шестнадцатеричной системе счисления:
Рисунок 4. Сложение в столбик. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
- Выполняем суммирование младших разрядов, то есть два плюс один равняется трём.
- Суммируем следующий разряд, то есть пять плюс девять равно четырнадцати. Согласно алфавиту шестнадцатеричной системы счисления это символ Е.
- Суммируем символ С, который означает двенадцать, и восемь, что в итоге равно двадцати. Вычитаем из двадцати основание системы счисления, то есть шестнадцать. Получаем четыре и единицу переноса в следующий разряд.
- Суммируем две единицы, получаем двойку.
- Получаем итоговый результат 24Е3.
Операция вычитания в разных системах счисления
Рассмотрим конкретный пример операции вычитания в десятичной системе счисления:
Рисунок 5. Вычитание в столбик. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
- Выполняем вычитание младших разрядов, то есть три минус один равно двум.
- Выполняем вычитание в следующем разрядом, от двух отнимаем нуль, получаем два.
- Необходимо из четырёх вычесть восемь. Выполняем заимствование единицы из старшего разряда и отнимаем от четырнадцати восемь. Результат равен шести.
- Поскольку было заимствование единицы, то из пяти вычитаем единицу и получаем четвёрку.
- Итоговый результат: 4622.
Рассмотрим пример вычитания в двоичной системе счисления:
Рисунок 6. Вычитание в столбик. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
- Выполняем вычитание младших разрядов, один минус один равно нулю.
- Вычитаем из единицы нуль, в итоге получаем единицу.
- Поскольку нуль меньше единицы, то выполняем заимствование единицы из старшего разряда и вычитаем из двойки единицу, Итогом будет единица.
- Итоговый результат: 110.
Рассмотрим пример вычитания в восьмеричной системе счисления:
Рисунок 7. Вычитание в столбик. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
- Выполняем вычитание из четырёх тройки, получаем единицу.
- Вычитаем из пяти нуль, итогом будет нуль.
- Нельзя из трёх вычесть семь, поэтому выполняем заимствование из старшего разряда. Вычитаем из одиннадцати семь и получаем в итоге четыре.
- Поскольку было заимствование единицы, то вычитаем из шести единицу и получаем пять.
- Итоговый результат: 5451.
Рассмотрим пример вычитания в шестнадцатеричной системе счисления:
Рисунок 8. Вычитание в столбик. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
- Выполняем вычитание из четырёх три и получаем один.
- Из пяти вычитаем нуль и получаем в итоге пять.
- Далее необходимо из трёх вычесть семь, что недопустимо и поэтому заимствуем единицу из старшего разряда. Вычитаем из девятнадцати семь и получаем двенадцать, что в шестнадцатеричной системе обозначается символом С.
- Так как была заимствована единица, то из шести вычитаем единицу. Итог равен пяти.
- Итоговый результат равен 5С51.
Операция умножения в разных системах счисления
Рассмотрим пример умножения в восьмеричной системе счисления:
Рисунок 9. Умножение в столбик. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
- Умножаем младшие разряды, то есть пять на четыре, получаем двадцать. Число двадцать равно два по восемь (основание системы счисления) плюс четыре. То есть в данном разряде пишем четыре, а двойку переносим в следующий разряд. Выполняем это действие для остальных разрядов, в итоге получаем 40234.
- Умножаем на нуль, что в итоге дает четыре нуля.
- Выполняем по аналогии умножение на семь. Результатом будет число 55164.
- Выполняем суммирование всех произведений, что даёт 5556634. Это и есть итоговый результат умножения.
Рассмотрим пример умножения в шестнадцатеричной системе счисления:
Рисунок 10. Умножение в столбик. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
- Выполняем умножение на младший разряд. Пять умножаем на четыре, получаем двадцать, что равно шестнадцати плюс четыре. Четыре пишется в данном разряде, единица переносится в следующий разряд.
- Аналогичные процедуры выполняются дальше, итог будет А334.
- Умножаем остальные разряды и затем всё суммируем.
- Итоговый результат будет 169В974.