Программные средства – это комплекс программ, которые «заставляют» аппаратную часть системы выполнять требуемые действия.
Введение
Постоянное развитие программных средств и информационных технологий, в частности, а также расширение сферы их применения, привело к возрастанию перечня работ по проектированию программного обеспечения. В перерасчёте на финансовую составляющую, программы и услуги по обеспечению пользователей информационными данными составляют более пятидесяти процентов всех вариантов использования информационных технологий. По отношению к общей тенденции в области информации, следует отметить оперативную коррекцию технических и технологических параметров информационных технологий и способов их внедрения. На данный момент время обновления аппаратных и программных средств составляет примерно три, четыре года, что предопределяет возрастание требований к времени разработки и качественным параметрам проектируемых систем и особенно программного обеспечения. Практика выполнения работ на всех этапах жизни программных средств показывает, что это очень сложная, предполагающая большие трудовые и временные затраты, наличие высококвалифицированных специалистов, работа. Она базируется на передовых подходах к вопросам проектирования на основе повсеместного использования методик программной деятельности, стандартизации и сертификации.
Стандартизацией является работа, имеющая своей целью разработку и назначение установок, нормативов, наборов правил и характеристик, которые могут считаться как обязательными к исполнению, так и иметь рекомендательный характер, и способны обеспечить права потребителей на покупку товара с заданными характеристиками, а помимо этого, право на безопасную и комфортную работу. Целью стандартизации считается оптимальное упорядочение выбранной сферы с помощью многократного и повсеместного использования определённых нормативов, положений для решения практически имеющихся, запланированных или потенциально вероятных задач.
Основными результатами работ по стандартизации должны стать:
- Рост уровня соответствия товаров или услуг их рабочему назначению.
- Устранение технических препятствий в товарном обмене между странами.
- Способствование научному и техническому прогрессу.
Разработка и стандартизация программных средств и ИТ
Объектом стандартизации могут являться товары, процессы, услуги, для которых разрабатываются разные условия, параметры и тому подобное. Сферой стандартизации считается совокупность взаимосвязанных стандартизируемых объектов.
Известны следующие уровни стандартизации, которые показаны на рисунке ниже.
Рисунок 1. Уровни стандартизации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Известны следующие основополагающие документы, которые задают типы стандартов.
Рисунок 2. Нормативные документы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, сам процесс стандартизации состоит в создании нормативов и иных требований, относящихся к выбранному объекту, и его результатом выступают необходимые нормативные документы.
Стандартизацией является выработка соглашений по проектированию, реализации и эксплуатации аппаратного и программного обеспечения вычислительной техники, создание и применение нормативов, установок и так далее. По масштабам использования стандарты могут делиться на международные и национальные. Затем стандарты подразделяются на отраслевые и стандарты внутреннего применения.
Стремительный рост масштабов и степени сложности программных продуктов, информационных систем и баз данных, а также рост требований к их качественным показателям, привели к тому, что сформировалась программная промышленность, обладающая большими штатами сотрудников и использующая методы автоматизированного проектирования и эксплуатации, которые основываются на совокупности нормативов и стандартов.
Совокупность данных документов призвана обосновать регламент технологических процессов и объектов реализации комплексов программных продуктов на протяжении всего их жизненного цикла. Жизненным циклом программных средств является весь процесс, который начинается с выработки решения о привлечении к работе программного средства и заканчивается моментом окончания его эксплуатации. Структурное отображение жизненного цикла программных продуктов базируется на следующих процессах:
- Основные процессы, которыми являются покупка, доставка, внедрение, эксплуатация и сопровождение.
- Второстепенные процессы, обеспечивающие функционирование базовых. Это документация, контроль качества и тому подобное.
- Организационные процессы, которыми являются собственно, процессы управления работами, обеспечение инфраструктуры и тому подобное.
Необходимо отметить, что существенное внимание при реализации данных процессов должно быть уделено качественным показателям создаваемых документов, которые в существенной степени могут влиять на конкурентоспособность программных средств и информационных баз. При создании больших и сложных программных продуктов для обеспечения им нормального жизненного цикла, следует выбирать необходимые стандарты, то есть, сформировать требуемый набор документов, обеспечивающий регламентные положения для всех рабочих процессов. Это даёт возможность построения комплексов программных средств на основе больших функциональных модулей, которые отвечают существующим стандартам профиля, и позволяют использовать известные конструкторские решения и способы, дающие возможность использовать повторно элементы программных средств и информационных баз на другом аппаратном и операционном обеспечении. То есть это является эффективным решением проблемы оперативности и возможности адаптировать программные средства и базы данных на основе CASE-технологий.