Введение
На сегодняшний день, на формирование у молодежи и подростков вкусов, а также оценки происходящих в окружающей действительности событий, очень сильно влияют средства массовой информации и коммуникации. Появившиеся за счёт новых технологий необычайные возможности выражения различных аудио- и видео файлов обострили проблематику образования подрастающего поколения в сфере медиа информации. Образование в медиа сфере должно подготовить молодёжь к существованию при обновлённых информационных реалиях, приучить её правильно оценивать разнообразную информацию. Сегодня технологии мультимедиа являются одной из самых перспективных областей новейших информационных технологий в процессах обучения. Их целью является реализация объекта, который содержит набор графики, текстовых данных, со звуковым сопровождением, видео, анимационными и иными видимыми эффектами, при наличии интерактивного интерфейса и разных иных управляющих механизмов.
Основными достоинствами систем мультимедиа считаются:
- Они предоставляют обширный набор возможностей для тех, кто обучается.
- Можно многократно демонстрировать и имитировать изучаемый учебный материал.
- Можно увеличить или уменьшить объём изучаемого материала при помощи предназначенных для этих целей компьютерных программ, что позволяет наиболее детально изучить материал.
Одной из передовых программ, которая обладает всеми этими преимуществами, считается Macromedia Flash. Этот продукт обладает революционными по своему набору возможностями, которые предоставляют полную свободу в реализации творческого процесса.
Мултимедийные технологии и принципы наглядности
Проникновение технологий мультимедиа в образовательную область позволило использовать компьютерные программы в качестве материалов для иллюстраций, проводить тестовые и контрольные работы с помощью компьютерного оборудования, чередовать обычные домашние задания и творческие. Появилась также возможность проводить дистанционные занятия. Отдельные работы по изучаемому предмету при использовании компьютера дают возможность развития творческих способностей учеников, увидеть ученикам предмет с различных сторон и найти себя в новых сферах или ситуациях. Развитие информационных образовательных технологий позволяет найти оптимальный технологический набор для построения процесса обучения. При осуществлении выбора требуется обращать внимание на то, чтобы этот набор соответствовал личным предпочтениям учеников и некоторым специальным аспектам изучаемых научных сфер.
При использовании технологий мультимедиа, обучающиеся изначально вовлекаются в процесс активной познавательной деятельности. В процессе этого изучения они научаться не только получать и использовать познания, но и искать нужные для них методики обучения и информационные источники, научиться обрабатывать эту информацию. Применение мультимедийных систем, которые позволяют соединить компьютерные возможности и учительский опыт, позволило создать электронные учебники и программы, представившие в удобной и наглядной форме изучаемые данные. В процессе обучения наглядность является главнейшим аспектом, заложенным в фундамент всестороннего личностного развития.
Первым теоретически обосновал принцип наглядности познавательного процесса чешский учёный Ян Амос Коменский. В своей работе «Великая дидактика» он дал формулировку правила, согласно которому требуется конкретно познакомиться с объектом изучения или его изображением. То есть, при освоении учениками новых знаний требуется привлечь к процессу восприятия информации по возможности больше их органов чувств. Коменский сформулировал золотое правило дидактики, где отметил, что начало обучения должно быть не в словесных формулировках различных вещей, а в реальном наблюдении за ними.
Наглядные материалы в процессе обучения
При стандартных методах ведения процесса обучения, большое количество времени уделяется выполнению лабораторных и практических работ, что является очень важной составляющей при подготовке специалистов высокой квалификации. Однако, такие занятия далеко не во всех случаях приносят ожидаемый эффект. Часто причина кроется в отсутствии нужного лабораторного оборудования и материальных предметов, или они уже давно морально устарели. Сегодня есть потребность в новых, эффективных и доступных методах обучения, которые помогли бы решить эти важные задачи. То есть, следует обеспечить, чтобы лабораторные занятия проводились в более интересной, а главное доступной форме для всех учащихся.
Использование компьютерных программ в электронном обучении обладает целым рядом достоинств. А именно:
- Можно комбинировать разные форматы представления информации (текст, графика, анимация и так далее).
- Возможно использовать методику обучения «на собственном опыте».
- Можно адаптировать обучающий курс к конкретным характеристикам учащихся.
- Можно обеспечить быстрое реагирование на действия учеников.
- Можно обеспечить произвольный выбор учащимися удобного им местоположения и временных параметров освоения учебных материалов.
- Возможность эффективного освоения «механических» операций.
Самым важным моментом проектирования электронной обучающей программы является необходимость обеспечить обратную связь с учениками. Когда в программе нет возможности реагировать на действия обучаемого, то при всех достоинствах подачи информации, реального познавательного процесса не получится. Набор интерактивных средств даёт возможность решения трёх задач, которые обязательны для всех обучающих систем:
- Получение данных об начальной подготовке ученика.
- Дать ученику повторить операцию при неправильных или ошибочных действиях.
- Выполнить оценку достигнутого уровня знаний.