Проблемы использования искусственного интеллекта в образовании
Известны несколько угроз, связанных с внедрением искусственного интеллекта (ИИ) в традиционные сферы человеческой деятельности:
- применение компьютеризированных безлюдных технологий приведет к безработице, поскольку эксплуатация автоматических устройств обходится дешевле, чем найм людей;
- дегуманизация: машина не способна выстроить эмоциональные отношения там, где деятельность связана с обслуживанием человеческих потребностей, в частности, в преподавательской деятельности;
- в случае перехвата управления (взлома системы) техническим устройством можно манипулировать в более широких пределах, чем человеком;
- негибкость: в сферах деятельности, требующих развитого интеллекта, таких, как образование, требования к выполняемой деятельности довольно часто меняются; например, в образовании может быть внедрена новая учебная программа или поменяться социальный состав учащихся; в таких ситуациях человек сравнительно легко перестраивает свою деятельность, компьютерная же программа требует для корректировки существенных затрат.
ИИ: не конкурент, а помощник учителя
Специалисты, изучающие возможности внедрения ИИ в преподавательскую деятельность, считают, что такие опасения свойственны упрощенному взгляду на данную тему. ИИ призван не заменить преподавателей, а избавить их деятельность от рутинных операций и привнести в нее больше организованности. Например, когда преподаватель отклоняется от темы занятия, программа может просигнализировать об этом. ИИ может также скорректировать слишком высокий темп изложения материала, заметив, что обучаемый теряет интерес к уроку или не успевает усваивать новые знания.
Рисунок 1. Занятия в компьютеризированном классе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Еще одно потенциальное направление использования ИИ как помощника учителя - подбор учебного материала, оптимального для данной аудитории. Такой подход делает образовательный процесс более объективным, поскольку многие преподаватели склонны увлекаться и преподавать материал, который кажется интересным лично им, но не соответствует учебной программе или скучен для учащихся.
Можно назвать и еще несколько направлений образовательной деятельности, где уже применяется ИИ:
- автоматическая оценка качества знаний;
- актуализация уже усвоенных в прошлом знаний;
- оценка учениками деятельности учителя;
- виртуальные помощники в классе;
- персонализированное обучение;
- адаптивное обучение (оценка усвоения материала отдельными учениками);
- отслеживание честности учащихся и т.д.
"Беспилотное" образование
Идея обучения, которое ведется без привлечения преподавателей-людей, т.е. полностью силами искусственного интеллекта, также активно развивается, однако сфера приложения такого подхода лежит за пределами общеобразовательных учреждений, где эмоциональное общение детей с учителем - один из основополагающих принципов. Обучение без участия преподавателя находит успешное применение в онлайн-образовании, которое отличается следующими особенностями:
- преподавание ведется, как правило, индивидуально; обучающийся сам выбирает учебную программу, которая соответствует его темпераменту; искусственный интеллект в данном случае может несколько скорректировать ее в зависимости от возраста, пола и других социальных характеристик учащегося;
- онлайн-курсы, в отличие от общеобразовательного процесса обучения, специализированы; узкая тематика не требует большого педагогического мастерства; контроль усвоенного материала можно проводить с помощью тестирования, легко поддающегося автоматизации;
- обучающийся сам строит график занятий, тогда как при занятиях с преподавателем приходится согласовывать график занятий, особенно если он и обучающийся проживают в разных часовых поясах;
- человек не может вести несколько занятий одновременно; к тому же физиологический ресурс его нервной системы ограничен несколькими (как правило, не больше 6) академическими часами в день; программа же может демонстрировать материал неограниченное количество раз;
- цены на услуги преподавателей и репетиторов достаточно высоки, что делает индивидуальные занятия недоступными для бедных слоев населения; онлайн-услуги гораздо более доступны.
Онлайн образование с применением искусственного интеллекта - динамично развивающаяся отрасль высокотехнологичной экономики. Так, компания Quizlet, специализирующаяся на онлайн-обучении, привлекла $20 млн. венчурного капитала на финансирование разработки ИИ, направленного на создание доступной альтернативы занятиям с частными репетиторами для студентов из развивающихся стран, испытывающим недостаток средств на помощь в обучении.20 млн. венчурного капитала на финансирование разработки ИИ, направленного на создание доступной альтернативы занятиям с частными репетиторами для студентов из развивающихся стран, испытывающим недостаток средств на помощь в обучении.
В качестве еще одного примера устойчивой компании, применяющей ИИ к процессу онлайн-образования, можно назвать Third Space Learning.
Рисунок 2. Материал с сайта Third Space Learning. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ