Организация работы по рассекречиванию сведений, составляющих государственную тайну — это осуществление действий, направленных на снятие установленных ранее запретов на возможность распространения сведений, являющихся государственной тайной, и на доступ к их носителям.
Введение
Государственной тайной считается информация, несанкционированный доступ к которой способен нанести вред интересам страны. В Законе «О государственной тайне» присутствует такое определение: государственной тайной считаются защищаемая государственными органами информация в сфере его военной, а также некоторых других видах деятельности, рассекречивание которых способно причинить ущерб безопасности государства.
Информация имеет тесную связь с ее носителями, то есть, материальными объектами, в которых информация, представляющая собой государственную тайну, нашла свое представление в символьном формате, а также как образы, различные сигналы, технические решения и процессы.
Правовым основанием режима секретности выступает Конституция, законы Российской Федерации «О безопасности», «О государственной тайне», а также принятые на базе последнего закона акты Президента и Правительства. Следует заметить, что Закон «О государственной тайне» является первым в российской истории актом подобного уровня по данному вопросу.
Известны следующие признаки государственной тайны:
- Наличие очень важных сведений.
- Разглашение этих сведений способно нанести ущерб интересам государства.
- Список сведений, которые можно отнести к уровню государственной тайны, должен закрепляться федеральным законом.
- Государственная тайна должна охраняться мерами уголовной ответственности и другими принудительными средствами.
- Для охраны государственной тайны сформирован специальный административно-правовой режим, именуемый режимом секретности.
Организация работы по рассекречиванию сведений, составляющих государственную тайну
К сфере государственной тайны могут быть отнесены и засекречены приведенные в законе сведения в военной области, о внешней политике, экономике, научно-исследовательских и проектных работах, технологиях, обладающих важным оборонным или экономическим значением, о разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности.
Секретностью является важное средство, призванное обеспечить государственную безопасность. Порядок засекречивания и рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну и носителей государственной тайны, имеет очень важное значение. Режим секретности обладает постоянным, общегосударственным значением. Его требования являются обязательными для выполнения на территории России и за ее пределами.
Засекречиванию не подлежат следующие сведения:
- Информация о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, которые угрожают безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях.
- Информация о состоянии дел в сфере экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности.
- Информация о привилегиях, компенсациях и льготах, которые предоставляются государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям.
- Информация о случаях нарушения прав и свобод человека и гражданина, нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
- Информация о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах России.
- Информация о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации.
Должностные лица, которые засекретили подобную информацию, должны привлекаться к ответственности, а граждане имеют право обжаловать эти акты в суде.
Засекречиванием сведений и их носителей является установление ограничений на распространение и на доступ к их носителям. Существуют следующие степени секретности, а также соответствующие им грифы (реквизиты), которые проставляются на самих носителях и в сопроводительных документах на него:
- Гриф «особой важности».
- Гриф «совершенно секретно».
- Гриф «секретно».
Рассекречиванием информации и ее носителей является снятие установленных раньше ограничений на разглашение информации и на доступ к ее носителям. Обычно рассекречивание подобно засекречиванию, осуществляется в административном порядке, путем принятия решения теми должностными лицами, которые причислили данные сведения к категории государственной тайны.
Согласно общим правилам срок засекречивания информации не может быть больше тридцати лет, и носители государственной тайны должны быть рассекречены не позднее сроков, которые были установлены при осуществлении их засекречивания. В исключительном случае период рассекречивания можно продлевать за счет выработки специального решения.
Следует подчеркнуть, что определенные сведения, имеющие отношение к оперативно-розыскной, разведывательной и некоторым другим видам деятельности, вообще не подлежат рассекречиванию.
Рассекречивание также может быть выполнено и раньше срока по следующим причинам:
- по причинам, связанным с международными обязательствами Российской Федерации;
- по причине изменения объективных обстоятельств, которые ведут к нецелесообразности дальнейшей защиты сведений, составляющих государственную тайну.
Закон обязывает государственные органы, руководители которых обладают соответствующими полномочиями по отнесению информации к категории государственной тайны, периодически, но не реже чем раз в пять лет, осуществлять пересмотр содержания действующих списков сведений, которые подлежат засекречиванию, в плане обоснованности засекречивания информации и ее соответствия установленному раньше уровню секретности.
Досрочное рассекречивание могут осуществлять руководители органов государственной власти, предприятия, организаций, если они установили, что их подчиненные без необходимых оснований засекретили информационные носители.