Введение
Сегодня наступил такой момент, когда эра открытого Интернета подходит к концу, поскольку он становится угрозой безопасности. И здесь имеется ввиду не только попытка формирования в России «независимого» Интернета. Проблема непомерной свободы и открытости в сети Интернет давно превратилась в насущную проблему для многих государств.
В своё время Вестфальский договор обозначил начало нового мирового порядка, когда провозгласил его основным нормативом концепции суверенных государств. Все государства получали исключительное право на контроль и защиту своих границ, и по сегодняшний день такое право считается безоговорочным.
В эпоху глобальной цифровизации человеческой жизни и возникновения открытой сети Интернет многие государства стали думать о необходимости формирования границ и в цифровом мире. Ещё в 2010 году некоторые страны, и Россия, в том числе, выступили в Организации Объединенных Наций с предложением создать подобие суверенных границ в Интернете, но такое предложение не получило одобрения в ООН. Неконтролируемый Интернет – угроза национальной безопасности
Неконтролируемый Интернет может быть источником следующих угроз:
- Многие государства обеспокоены тем фактом, что Интернет был реализован и полностью находится под контролем коалиции западных стран во главе с Соединёнными Штатами.
- Многие страны не устраивает сама архитектурная организация Интернета, которая предоставляет возможность отправки чего угодно и кому угодно в любую точку мира.
- Существующие протоколы передачи данных не имеют возможности фильтрации отправляемой и получаемой информации.
И здесь уже можно говорить о национальной безопасности страны, поскольку любое государство может пострадать от такой открытости. Это может быть проникновение вредоносных программ на объекты, имеющие стратегическую важность, а также «фейковые новости», которые влияют на настроения граждан государства.
Россия и Китай немного раньше других стран осознали потенциальную угрозу, которую может нести неконтролируемая открытость сегодняшнего Интернета. Она способна оказать значительное влияние на выработку решений гражданами, включая и политический уровень. В результате возникло понимание того, что население страны может считаться такой же частью «стратегической инфраструктуры», как, например, атомные электростанции, и их следует защищать от вредоносной информации, которая направлена на них.
Однако понятие «суверенный Интернет» вовсе не означает «закрытый Интернет». В России и Китае публичное обсуждение проблемы формирования «суверенного Интернета» было начато на рубеже 2011-2012 годов, когда общенародные выступления и протесты в отдельных странах привели к революциям.
Руководство Российской Федерации отлично понимало, что за всеми этими революциями просматривается участие США, а Интернет превратился в инструмент формирования протестных настроений у граждан определённой страны. По этой причине российские власти стали серьёзно задумываться о формировании барьеров на своих «цифровых» границах, чтобы не допускать аналогичных сценариев в своей стране.
В отличие от Северной Кореи, которая по существу подсоединена к глобальному Интернету при помощи одного кабеля, в России был спроектирован иной механизм защиты и фильтрации информационных данных, который будет иметь возможность блокировки потенциально опасных данных, но при этом сохраняется возможность беспрепятственной отправки за рубеж информации, которая не представляет никаких угроз.
Общеизвестен пример Китая, который сумел защитить свой сегмент Интернета так называемым «Золотым Щитом», именуемым иначе «Великий Китайский Файерволл». Набор его фильтров способен успешно блокировать некоторые интернет-адреса и отсеивать информацию на основании ключевых слов (фраз). Однако этот механизм далеко не безупречен, он функционирует на программном уровне и, следовательно, может быть обойдён при помощи других программных средств.
России имеет значительно больше «точек соприкосновения» с глобальной сетью Интернет, чем Китай, поэтому китайский опыт нельзя полностью применить. В России проектируется свой «гибридный» способ контроля за передачей информации, который станет применять как программные средства, так и аппаратное обеспечение. По оценкам экспертов в области кибернетической безопасности, система будет являться комбинацией различных моментов, таких как, фильтрация информационных данных, алгоритмы их передачи и контроль IP-адресов на различных уровнях.
Помимо этого, в России планируется создание национальной DNS (Domain Name System, то есть, системы доменных имён). Имеется ввиду российская копия DNS-серверов, то есть «адресная книга» Интернета, которая на текущий момент расположена в Калифорнии (США). Система станет осуществлять перенаправление интернет-трафика на внутренние российские адреса, для чего в России планируется обязать все крупные международные корпорации сформировать российские копии своих сайтов и сохранять информацию о российских пользователях на серверах внутри России. При отказе, эти корпорации теряют доступ к российскому сегменту рынка, а пользователи внутри России больше не могут, к примеру, проверять свой счёт в швейцарском банке или заказывать какой-нибудь товар на американском Amazon'е.
Перечень стран, озабоченных чрезмерной открытостью Интернета постоянно возрастает. Когда речь идёт об угрозе национальной безопасности, многие из этих стран начинают думать о более оперативном контроле за информацией, которая распространяется при помощи глобальной сети Интернет. В качестве последних примеров можно привести такие страны как Израиль, Сингапур, Бразилия, Индия и Украина.