Моделирование процессов создания режима коммерческой тайны в хозяйствующем субъекте — это моделирование процессов формирования конфиденциальных сведений особой тактической или потенциальной важности.
Общие сведения о коммерческой тайне
Необходимо отметить, что коммерческой тайной не могут являться следующие сведения:
- Набор учредительных документов, таких как решение о формировании организации.
- Документация, которая предоставляет права на осуществление предпринимательской деятельности, к примеру, такая как, регистрационное удостоверение, лицензия, патент.
- Совокупность сведений по требуемым формам отчетности о финансовой и хозяйственной деятельности, а также другие сведения, которые необходимы для проверки правильности начисления и выплаты налогов и иных обязательных платежей в государственную бюджетную систему России.
- Различная документация о платежеспособности.
- Набор сведений о численности, составе работников, их заработных платах и условиях труда, а также об имеющихся свободных рабочих местах.
Информацией, которая может считаться коммерческой тайной в соответствии с законом, является научная, техническая, технологическая или другая информация (включая составляющую секреты производства), которая имеет реальную или потенциальную коммерческую ценность, к которой не имеется свободного доступа на законном основании и в отношении которой владельцем такой информации введен режим коммерческой тайны.
Это означает, что согласно законодательству, если в организации не введен режим коммерческой тайны, то, следовательно, нет и самой коммерческой тайны.
Моделирование процессов создания режима коммерческой тайны в хозяйствующем субъекте
Классификация информации, которая составляет коммерческую тайну, изображена на рисунке ниже.
Рисунок 1. Классификация информации, которая составляет коммерческую тайну. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Коммерческой тайной могут считаться следующие сведения:
- Информационные данные о правилах сотрудничества, таких как, порядок, форма оплаты, предоставляемые скидки, условия доставки и так далее, с действительными и потенциальными контрагентами. Кроме того, это может быть информация, которая составляет базу данных о контрагентах организации, в том числе их наименования, адреса, банковские, почтовые, телефонные, телеграфные, отгрузочные и иные реквизиты, имена руководителей, главных бухгалтеров и иных должностных лиц, а также их контактные телефоны.
- Информационные данные о сделках (как уже реализуемых, так и планируемых), в том числе и информация о предварительных договоренностях, условиях договоров и различных дополнениях к ним, порядке заключения и выполнения договоров, а также об уже имеющихся итоговых результатах по сделкам.
- Информация по оперативному бухгалтерскому учету и регистры бухгалтерского учета, в том числе содержание аналитических счетов и проводок.
- Бухгалтерская и планово-финансовая документация организации, а также различные выписки из документов, копии, дубликаты, дополнения и приложения, в том числе и финансовые планы, сметы, лимиты, нормативы и так далее.
- Документация внутреннего и внешнего делопроизводства организации.
- Информация, раскрывающая содержание программ обучения, программ и материалов семинаров, курсов, методических материалов, предназначенных для служебного пользования, и так далее.
- Подробная информация об имуществе, включая его стоимостное выражение, в том числе данные о наличии денежных средств на расчетных счетах, а также о дебиторской и кредиторской задолженности организации.
- Информация, которая содержит сведения о методах, средствах и способах анализа конъюнктуры рынка, а также информационные данные (полученные и расчетные) по выполненному анализу (спроса, предложения и конкуренции), ценовой политике и планированию цен, анализу потребителей, планированию товаров (услуг), планированию сбыта и продвижения товаров (услуг), определению стратегии и тактики коммерческой деятельности организации.
- Сведения о методиках и средствах поиска новых контрагентов и партнеров (покупателях, поставщиках, посредниках и так далее).
- Сведения о содержании телефонных переговоров, переписки, факсимильных и других сообщений, которые имеют отношение к хозяйственной деятельности.
- Информационные данные о краткосрочных и долгосрочных планах, направлениях и прогнозах по дальнейшему развитию.
Осуществление администрацией мер организационного и правового характера по установлению режима коммерческой тайны подразумевает выработку принципов защиты информации, формирование необходимой организационной структуры и модификацию главных направлений деятельности при учете специфических особенностей организации. На практике разработан следующий набор принципов, заложенных в основу данной деятельности:
- Наличие комплексного подхода к решению проблем защиты информационных данных, которые составляют коммерческую тайну, на базе координации действий внутренних подразделений и контрагентов.
- Формирование оптимальных условий, для того чтобы установить и соблюдать режим коммерческой тайны.
- Осуществление планирования и контроля мероприятий по установлению режима коммерческой тайны.
- Регламентация доступа сотрудников к конфиденциальной информации.
- Доведение до сотрудников степени ответственности за соблюдение режима коммерческой тайны.
Самой важной мерой считается формирование в границах организационной структуры отдела, который обеспечивает интересы организации в условиях повышенного информационного риска и недобросовестной конкуренции. Служба безопасности должна также решать следующие задачи:
- Обеспечить физическую сохранность информационных носителей.
- Предотвратить возможные утечки информации в процессе хозяйственной деятельности.
- Доводить до работников информацию, которая им необходима по работе.
- Получать информацию о конкурентах и тому подобное.